moscow_i_ya


Этот город наш с тобою

Фотоэкскурсии по Москве и вокруг


Previous Entry Share Next Entry
Георгий Костаки - выставка коллекционера
moscow_i_ya


Это очень интересная выставка для всех, кто неравнодушен к российскому изобразительному искусству начала XX века. Шагал, Кандинский, Малевич, Филонов - и те, чьи имена нам мало что скажут, но...
Однако меня больше, чем картины, впечатлила личность и судьба самого Георгия Костаки. Думаю, его можно с полным правом назвать советским интеллигентом (несмотря на иностранное гражданство) - из тех, с кем везло встречаться многим из моего поколения, кто остался в памяти, а в жизни вымер как динозавры (отдельные раритеты - не в счет). Я расскажу ее как запомнила, а потом приведу старый материал о картине из коллекции Костаки, которая когда-то потрясла меня, и я впервые узнала это имя (она есть на выставке, а вообще висит в основном собрании филиала Третьяковки на Крымском валу).
Костаки родился в Москве в 1913 году в греческой семье, и прожил в России и СССР больше 60 лет с греческим гражданством. С 16 лет начал работать шофером в греческом посольстве, так всю жизнь и работам в посольствах на не очень высоких должностях. Но думаю, что получал зарплату в валюте, что делало его для советской действительности человеком достаточно обеспеченным.
Картины собирал всю жизнь, в основном русский авангард и иконы. Покупал и картины своих современников, из тех, которые клеймил Хрущев и давил бульдозер (думаю, для них это было ну очень важно в материальном плане). Собрал огромную коллекцию, которую показывал своим гостям в доме на проспекте Вернадского, туда даже неофициальные экскурсии водили. Были там и Шагал, и сенатор Кеннеди, и другие важные особы Я даже задумалась, почему никогда не слыхала про Костаки в детстве - среда была общая, да и жил он поблизости. Однако не слыхала.
Я покажу единственное фото, которое все-таки сделала на выставке, несмотря на запрет (Третьяковка, прости!). Чем-то таким родным и забытым повеяло от этих лиц. Георгий Костаки - в центре, в очках.



В 70-е годы начались неприятности - пожар на даче, угрозы. Семья была большая - дети, внуки, так что было за кого бояться, не говоря уже о коллекции. Костаки отдал безвозмездно государству часть своей коллекции за возможность вывезти семью и другую часть картин (после его смерти они легли в основу музея в Салоники). Коллекции оказались в Третьяковке, музее Рублева, музее Царицыно, а семья - в Греции.
Почему-то мне кажется, что Георгий Костаки в полной мере тосковал по стране, где прожил больше 60 лет. Во всяком случае на его картинах (а рисовать он начал уже в Греции) очень много русских пейзажей. Греции, которая была рядом, гораздо меньше.
Ну а теперь - о картине К.Редько "Восстание". Вы не слыхали про Климента Редько? Жаль...



Эта странная и не такая уж большая картина висит в филиале Третьяковской галереи, и каждый раз, бывая там, я не могу не остановиться рядом с ней. Ее можно разглядывать целиком или по кусочкам, каждый из которых живет своей жизнью, разгадывать как ребус или подчиняться ее ритму. Иногда кажется, что тебя прямо-таки затягивает в нее, ты слышишь звуки оркестра, под который маршируют ее участники, видишь себя на этих улицах.
Фото конечно мало что передает, тем не менее, я сделала несколько фрагментов из лучшей копии, найденной в сети, собрала небольшие сведения о художнике и несколько мнений о картине.

Климент Николаевич Редько (1897, Холм, Люблинская губерния, Российская империя - 1956, Москва) — советский художник, представитель живописного авангарда 1920-х — начала 1930-х годов.
Из крестьянской семьи. С 1910 по 1914 учился в иконописной школе Киево-Печерской лавры. В 1913 Посещал школу-мастерскую Фёдора Ивановича Рерберга в Москве, в 1914—1918 — петроградскую школу Общества поощрения художеств, где одним из его учителей был Николай Константинович Рерих, в 1918—1919 — киевскую Академию художеств. В 1919—1920 вместе с Соломоном Никритиным занимался в студии Александры Экстер. С 1920 жил в Харькове и Москве, где в 1920—1920 годах занимался во ВХУТЕМАСе у Василия Кандинского.
Пережил сильнейшее влияние Малевича, испытал воздействие конструктивизма и футуризма. В 1922 вместе с С. Никритиным и А. Тышлером основал группу «проекционистов»... Командированный Луначарским в 1927 в Париж, работал художником при советском торговом представительстве. В 1935 вернулся в СССР, поселился в Москве.
В 1940-е работал в ТАСС. В 1948 был исключен из Союза художников как «поддавшийся влиянию западной культуры». В 1950—1955 руководил изостудией при Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, чем и зарабатывал на жизнь. Оставил литературное наследие (прозу, мемуары, статьи об искусстве)
(Википедия).

В 1924году К.Редько писал:"25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и революция, до того сильно обаяние его напряженнейшей личности. Седьмой год создания, в которых все радости и страдания сливались с Лениным.
Ленин шел и вел народ к борьбе. Сколько раз мои мысли обращались к нему, человеку-гению ума и сердца, сила духа которого превзошла основное деление времени."
Тогда и была задумана эту картина, которую он писал два года (датирована 1925 годом)



"Восстание" Климента Редько — загадочное, странное, страшное полотно. Грозное предупреждение.
Истово повторяя канон "Неопалимой купины", художник поместил в центре Ленина в нимбе! На фоне этого декорума — строй вождей, и странно светится Сталин... Вокруг стальные решетки, многоэтажные дома-коробки, словно из романов Замятина; по ободу "купины" идут танки, маршируют чекисты. В свое время картину нашел и сохранил коллекционер авангарда Георгий Дионисович Костаки, впоследствии преподнесший ее в дар Третьяковской галерее.
Ленин, Сталин и музыка



В центре композиции некий ромб, который возникает из многочисленных мелких фигур, а в самом центре композиции фигура Ленина и рядом такие уходящие в сторону этого ромба, фигуры его соратников, участников. Они лучами расходятся. А Ленин в центре, как регулировщик. И от этого ромба, в разные стороны картины, по углам картины такими лучами расходятся некие улицы, такого достаточно фантастически представленного города. Когда впервые на эту картину смотришь, во-первых, она притягивает, потому что невозможно оторваться от нее (это действительно так - t).
Во-вторых она как будто изнутри еще светится, какой-то мистический свет изнутри исходит. И, в-третьих, ощущение, что, либо эту картину написал гений, который знал все. Либо это какой-то пришелец, который вообще описывал то, что когда-то было в нашей цивилизации. Очень многие искусствоведы писали в свое время, что это фантастический город, что это такие конструктивистские здания. На самом деле, когда она освещена особенно, ты смотришь, и ты видишь, и такое впечатление, что это тюрьма. Внутренний двор тюрьмы, что здесь вот этот строй людей мрачных, которые идут, машины, которые едут. С нашим знанием того, что было после революции, в последующие десятилетия, мы, конечно, эти свои знания привносим в интерпретацию картины
(решетка над фигурой Ленина напомнила мне Белый дом - наш, московский; у меня не было впечатления тюрьмы, фигурки маленькие,нестрашные, скорее напоминают какую-механическую игрушку ).
Там множество фигур, рядом с Лениным - Троцкий, за ним - Крупская, есть Рыков, Зиновьев, Луначарский. Сталин - в левом верхнем ряду третий. Но далеко не всех искусствоведы узнали, возможно не все фигурки представляют портреты конкретных людей.



Художник, который написал эту работу, был знаком и с иконописной традицией, и он был достаточно образован в этой области, и, как всякий человек того времени, он прекрасно знал темы и сюжеты иконописи, и сам над этим работал. Он искренне восхищен фигурой Ленина. И, конечно, если рассматривать иконографию "Спаса в Силах", - вот этой самой иконной традицией, мы знаем, что эта икона непосредственно связана с темой страшного суда и грядущего преображения Вселенной. Вкладывал ли он это осознанно, или у него получилось невольно, сейчас мы, конечно, судить об этом не можем.
Когда художник начал работу, и, как я уже сказала, мучительно искал композицию, уже он прошел вот эту свою попытку реализовать теорию электроорганизма. «Вся моя работа протекает в синтетической интуиции, под знаком физико-химических проблем с современной периодической наукой» Это конкретно про эту картину он написал
(из беседы на радио "Эхо Москвы" с заместителем директора Третьяковской галереи Ириной Лебедевой 03.02.2008).

Выставка работает до 8 февраля в филиале Третьяковской галереи на Крымском валу

Указатели блога: Экскурсии Интересное. Адреса Лучшие прогулки Памятники Скульптура. Парки Природа Вокруг Москвы Лучшие сюжеты. Полезное Вопросы и ответы Из любимых постов Искусство XX века на Крымском валу


promo moscow_i_ya сентябрь 10, 2016 21:59 28
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…

  • 1
Не, не люблю я это искусство(( Политизированные картины - точно не мое(

Ох, в социалистическом реализме было гораздо больше политизированных картин. Но они были к тому же фальшивыми и слащавыми. Я после выставки прошлась по основной экспозиции и это почувствовала

Спасибо за рассказ

Рада, что заинтересвало.

Да, постараюсь успеть сходить на выставку

Красиво оформлено....

Я не являюсь большим поклонником этих направлений. Однако, несомненно некоторые произведения производят особое впечатление, заставляют останавливаться и запоминаются надолго. Немного почитала мнения и соглашусь с большинством. Картина трагична, где-то даже пугает. Что именно? Сам Редько сделал в своем дневнике интересную запись "Впереди всегда кажущееся – об этом говорит прошлое. Настоящее не существует.
Вывод ужасный, но определяющий всё то, что делается помимо моей воли. Даже секунду времени нельзя задержать...."
Я не соглашусь с теми, кто угадывает в подобных произведениях крах государства, гибель и тлен..., просто время было такое. Мы о нем к сожалению знаем немного. Здесь автобиографическая повесть "Зрачки солнца" http://www.aej.org.ua/History/1179.html Мне кажется она может дополнить те ощущения, которые вызывает эта картина. Понять лучше материальную основу что-ли...

Спасибо за ссылку! Просмотрела по диагонали, хотя надо бы спокойно почитать. Какой-то совершенно другой стиль мышления - ррреволюционного, тяжело воспринимается.

Есть такое. Вам спасибо за пост. С удовольствием погрузилась с Вами в современное искусство

25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и революци

После смерти Ленина Новокузнецкую переименовали в улицу 16 часов 05 минут 22 января 1924 года.

Первые концлагеря были организованы именно при Ленине в конце 1910-х начале 1920-годов. Первый концлагерь фашистской Германии Дахау (Konzentrationslager Dachau) начал свою работу только в марте 1933 года.

Re: 25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и револю

(Anonymous)
Первые концлагеря в современном понимании были созданы лордом Китченером для бурских семей в Южной Африке во время англо-бурской войны 1899—1902 гг.

Re: 25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и револю

Можете посмотреть статью о концлагерях - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8C . ИМХО, лучше сначала проверять информацию, а потом уже постить ее в Инете. И так в сети откровенного вранья полно.

Re: 25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и револю

Лорд Китченер заботился не о своих гражданах, а о иноземцах. А Ильич заботился о своих. Усовершенствовав процесс просто сидения некой экономической составляющей. У англичан на это мозгов не хватило. Ну, действительно, что так просто казенные харчи кушать.

Re: 25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и револю

При чем здесь экономическая составляющая? Вы ссылку прочитали?

"В начале Первой мировой войны австро-венгерскими властями были созданы концентрационные лагеря, так как тюрьмы оказались переполненными. Основными были лагеря в Талергофе в Штирии и в Терезине в Северной Чехии. С началом войны в Австро-Венгрии была с новой силой развязана борьба с Русским движением в Прикарпатской Руси среди русинов. Борьба против русинской интеллигенции и крестьян, заподозренных в симпатиях к Российской Империи или просто считающих себя русскими, проводилась и раньше, но с началом войны она обрела массовые масштабы. Русинов стали помещать под стражу, а иногда и расстреливать без суда и следствия[7].
Несколько тысяч русинов содержались в Терезинской крепости, где их использовали на тяжёлых работах, и затем этапировали в Талергоф. Заключённые в Талергофском лагере находились в ужасных условиях. Так, до зимы 1915 года там не хватало на всех бараков и минимальных санитарных условий, для жилья отводились ангары, сараи и палатки. Узники подвергались издевательствам и побоям. В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера (Schleier) от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в Талергофе в то время находилось 5700 русинов. Всего через Талергоф с 4 сентября 1914 до 10 мая 1917 прошло не менее 20 тысяч галичан и буковинцев. Только в первые полтора года погибло около 3 тысяч заключенных. Всего же, по некоторым оценкам, во время Первой мировой войны было уничтожено не меньше 60 тысяч русинов".

Это что 0 тоже Ленин придумал!? Кстати, русины тогда были подданными Австро-Венгрии.

Re: 25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и револю

И где здесь написано, что их заставляли работать? Пайку надо было заработать. Вот в чем ноу хау Ильича. А военнопленных истребляли всегда, даже при Александре Македонском. Но они не были военнопленными, а были такими же гражданами Советской России... Это разные вещи.

Re: 25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и револю

Перечитайте еще раз - "Несколько тысяч русинов содержались в Терезинской крепости, где их использовали на тяжёлых работах".
Русины не были военнопленными. Как небыли военнопленными и семьи буров. Их держали в концлагерях как потенциальных пособников врагов. В этом их отличие от военнопленных.

Re: 25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и револю

Татьян, удалите, пожалуйста, эту ветку ( начиная с утверждения, что "Первые концлагеря были организованы именно при Ленине") как оффтопик. Обычно ликбезом не занимаюсь. Виноват, не сдержался. А к Костаки все это никакого отношения не имеет.

Re: 25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и револю

Обычная зачистка прифронтовой полосы от населения. Причем - стреляющего в спину, создающего партизанские отряды и прочее. Цитирую Вас "как потенциальных пособников врагов". Партизанское движение - формально не регулярная армия - и военнопленными партизаны нигде и никогда не считались. Концептуально в 20 году Советская Россия с внешним врагом не воевала. Гитлер в 33 году в внешним врагом не воевал. Оба создавали лагеря для извлечения экономической прибыли.

Re: 25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и револю

Обычно я этого не делаю, если собеседники не переходят на личности :)

Заинтриговали. Надо будет сходить посмотреть на эту картину. По фото все-равно ничего оценить нельзя.

Оно того стоит. Мы на выставке, хотя вроде ее знаем, минут пять перед ней стояли.

Замечательная выставка! Тоже зависла у "Восстания" Редько. Спасибо за подробную информацию об этом художнике.

И вам огромное спасибо за Чупятова

  • 1
?

Log in

No account? Create an account