moscow_i_ya


Этот город наш с тобою

Фотоэкскурсии по Москве и вокруг


Previous Entry Share Next Entry
Нью-Йорк. 80-е. Слава богу, не мы.
moscow_i_ya




Иногда впечатления от события столь противоречивы, что разобраться в них удается лишь "задним числом", по трудноуловимому "послевкусию" и тому, что запомнилось. Именно так случилось со спектаклем Михаила Шемякина "Нью-Йорк. 80-е. Мы." - сумбурному, разноплановому, эпатажному и одновременно очень искреннему, личному.
Михаил Шемяких сделал спектакль из своих мемуаров, выступив сразу во всех возможных функциях - автора текста, режиссера, художника, ведущего, оживив в актерских образах себя и своих друзей, многих из которых уже нет в живых, разыграв свои фантазии. Создавался он в считанные дни, репетиции в режиме нон-стоп шли параллельно с переписыванием текста, получился, по критическому мнению Стаса Намина,  скорее эскиз будущего спектакля. Но интересен именно нынешний вариант, когда спектакль создается фактически на премьере, на глазах у неслучайной публики, автор, он же главный герой, ведет действие от первого лица, а другие герои сидят в зале и смотрят на самих себя в исполнении артистов.
Но попробую все же по порядку.



Первая половина спектакля для меня была очевидно "слишком". Все "острые" темы, не укладывающиеся в нынешние "скрепы", были затронуты и обыграны, действие распадалось на отдельные малоприглядные сцены (а это, по словам Шемякина, "диетический" вариант, в жизни, все было гораздо круче), и все это вызывало... нет, не возмущение, скорее скуку.  Закрадывалась мысль, что автор нарочно над нами издевается, и я пыталась представить вальяжного Ширвиндта (которого мы видели перед началом), как он на все это смотрит и как к  творящемуся безобразию относится.
Потом я поняла: нет, не издевается, они действительно такими были - молодыми и не желающими укладываться в рамки. А сын Ширвиндта в пьяном виде лазил на крышу Архитектурного института и срывал оттуда красный флаг, так что вряд ли папа сильно возмущался творившимся на сцене.

А потом действие из богемной мастерской художника перенеслось в ресторан на Брайтон-Бич с его пошлым разудалым весельем, и пошлось была столь совершенной, что вызывала восторг и восхищение. А пьяная богема оказывалась ничем не лучше  обывателей родом из Одессы. И Вилли Токарев (настоящий!) был замечателен.
Кстати, о музыке. Спектакль оказался немузыкальным, и это было разочарованием. Музыка была представлена в основном хитами Брайтон-Бич ("Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой") и записью Высоцкого, оборванной на полуслове.

И вдруг ближе к концу спектакль резко поменял настроение. Надрывный эпатаж и разудалое веселье сменились острой и искренней тоской по потерянной родине. И на этой ноте спектакль кончился, но это еще был не финал.
В финале Михаил Шемякин вспоминал своих друзей, которых воссоздал в спектакле, и их судьбы. А на  сцену вместе с актерами вышли их герои. Момент, когда бывшая модель Елена Щапова, а ныне итальянская графиня обнимает артистку, игравшую молодую Лену Щапову... не могу объяснить, но было в нем нечто такое, что только ради него стоило провести  вечер в театре Стаса Намина.

А послевкусие точно совпало с окончанием спектакля, в котором было вот это



И вспоминая "Нью-Йорк. 80-е" я искренне порадовалась, что Михаилу Шемякину  удалось вернуться. И поблагодарила судьбу за то, что наши 80-е были очень разными: трудными, бедными, жестокими, несправедливыми - но мы были дома.
Какое же это счастье!

По традиции - немного фотографий.
Спектаклю предшествовала фотовыставка из личного архива Шемякина; герои и там и там были общими.

2.Танцор Барышников, Шемякин и Э.Неизвестный


3.Шемякин, Лимонов, его жена и модель Лена Щапова


4.Щапова. Эта сцена была в спектакле


5.


6.А это наши места, которые оказались очень интересными. На антресолях (которые дипломатично названы бельэтажем) расположены пульты звуковиков и осветителей, громадная "штанга" для съемки, а позади всего этого - три ряда кресел, где и разместили блогеров. Такое соседство с "изнанкой" спектакля придавало ему особое измерение. Как будто мы сами оказались почти его участниками. Да, в партере наверное видно лучше, но в партере сидели Ширвиндт и итальянская графиня... кто они и кто я...


7.Программка. Узнаваемый стиль Шемякина.


И напоследок - ссылки на два фильма, которые я вспоминала во время спектакля.

В 1986 году в передаче по ТВ с Г.Боровиком показали американский документальный фильм "Русские здесь" (у нас названный "Бывшие"). Часть героев фильма и спектакля совпадает, кого-то я даже узнала. И - да, ресторан на Брайтон-Бич...Ссылка на фильм

Бродского в спектакле не было, но не могу не вспомнить "Полторы комнаты" - один из лучших фильмов последних лет, где тема эмиграции... нет, ничего не буду говорить, лучше посмотрите, оно того стоит. Можно найти Вконтакте или, например, здесь Кстати, заголовок поста - парафраз Бродского...

Традиционное спасибо театру и mosblog





Posts from This Journal by “культурное” Tag


promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 28
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…

  • 1
Для меня самым эмоционально сильным оказался финал, когда Шемякин стоит на сцене, куда выходят артисты, которые играли его друзей, и он рассказывает про их судьбу. Ушел, ушел, ушел...
А голая Щапова на коне это совершенные цветочки, по сравнению с тем, что творила богема на самом деле (слава богу на сцене это не показали)).
Шемякин - не просто художник, не просто скульптор. Он - гений, и творения его украсят жизнь нашим потомкам.
В такой форме спектакля он о себе напомнил, что не грех, ибо у нас любят петь дифирамбы именно когда человек уже ушёл... А живых гениев терпеть не могут.

Edited at 2015-12-19 09:02 am (UTC)

Я не стала писать, но мне этот спектакль напомнил Карнавальную ночь-2, последний фильм Рязанова, который сейчас мало кто помнит. По сути капустник, показанный по 1 каналу. Шемякин, как и Рязанов, думаю, заслужил право на такой масштабный капустник. А масштаб Шемякина покажет время.
И да, финал очень цепляет.

У меня критерии капустника несколько иные. Капустник это самодеятельность, недотянутость до надлежащего уровня. А в этом спектакле отличная профессиональная игра актёров. В образы попали точно. Потом премьеры как раз и показывают шероховатости спектакля, которые потом будет возможность отшлифовать.
Единственное, мне показалось, что спектакль шёл дольше, чем заявленные 1ч 40мин. И мне очень жаль, что у нас не было возможности приобрести программку!

Капустник - мероприятие, где огрехи любого элемента спектакля (необязательно актерской игры) компенсируются причастностью и артистов и зрителей к происходящему.
Спектакль шел около 2,5 часов. Возможно обычный формат (без Шемякина) как раз примерно час сорок идет. А возможно они просто не рассчитали (делали "с колес")

Это прямое определения капустника, под которым понимается представление для узкого круга лиц, призванное повеселить собравшихся. Когда спектакль называют "капустником", то имеют ввиду его непрофессионализм. Так случается, к сожалению - когда актеры попадают мимо образа, когда невыносимо скучно и тп. Но "Нью-Йорк. 80-е. мы" - это спектакль! ) Настоящий спектакль. Живой, яркий, провокативный, демонстрирующий команду актёров на сцене и внятный замысел режиссера. )


Моя оценка более сдержанная, впрочем, мы можем только гадать, как будет смотреться спектакль в "непремьерном" формате

Уф. я ещё не написала отзыв. Только подступаюсь, в голове держу наброски. Самой интересно, что у меня получится, какой текст.) Но спектакль мне понравился очень. В нём что-то есть.
И нам, конечно, повезло увидеть премьеру с Шемякиным. )

Это - да. Несомненно.

Татьяна, хорошо написали. Да, именно музыка волнует и цепляет. Начиная с Тумбалалайки, правда в подражании сестрам Берри, и кончая
"Когда я вернусь" Галича. Но ведь это не заслуга спектакля и режиссера. Ведь не трудно завести записи Высоцкого и Галича, правда кстати и к месту. И это эмоционально действует на зрителя.

Я думаю, в музыкальном плане спектакль можно было сделать гораздо сильнее. Но по-видимому, Шемякин не очень музыкальный человек, а это авторский спектакль.

Я не могла себе позволить сидеть на галерке и пересела в партер,рядом с Наминым. Там было много свободных мест. 80е научили меня выживать в любых условиях)))).

А я, увы, не могу себе позволить сидеть на местах, с которых тебя в любой момент могут согнать.

И абсолютно правильно принятое решение). Я не сообразила, к сожалению. Там были свободные места.

Спасибо за пост и огромное спасибо за фильм. Просто порадовали к концу года.
"Полторы комнаты" лучшее, что я видел в этом году (хотя и прекрасный фильм "Дурак"). По-моему, "Полторы комнаты" вполне достоин Оскара, если бы его могли понять иностранцы. Великолепная игра актеров, прекрасная режиссура, прекрасная работа оператора.

Фильм действительно замечательный, боюсь, что для Оскара он слишком хорош :))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account