moscow_i_ya


Этот город наш с тобою

Фотоэкскурсии по Москве и вокруг


Previous Entry Share Next Entry
Гелий Коржев - последний гигант соцреализма
moscow_i_ya


Написала "последний гигант" - и задумалась: а может быть, не только последний, но и первый? Не знаю, кого поставить вровень с Коржевым из тех, кто был настоящим советским художником, а не просто приспосабливал свое творчество к советским реалиям.
А Коржев всегда был очень цельным и всегда оставался собой. Выставка в филиале Третьяковки, где представлено его творчество от середины XX века и до смерти в 2012 году, это очень четко показала. Это первая такая выставка - и на мой взгляд, это из разряда must see для тех, кто интересуется изобразительным искусством (работает до 13 июня, торопитесь).

Он писал войну и советскую действительность, он писал триптих "Коммунисты" и был удостоен кажется почти всех наград, которых может быть удостоен обласканный властью художник. При этом картины страшные и трагичные до дрожи, я бы сочла их скорее пасквилем на прекрасную советскую действительность и подвиг народа. Но похоже власть имущие были умнее, чем мы о них сейчас думаем.
Под конец жизни, когда сменились власти и ценности, появились новые темы: библейские сюжеты и чудовища-"тюрлики", снова военные сюжеты и наша действительность - еще страшнее и беспощаднее. Но по сути творчества, мне кажется, мало что изменилось.

Я впервые узнала про Коржева по военным картинам, которые обсуждались на форуме по искусству. Зацепило сразу. В филиале Третьяковки Коржев воспринимался как старый знакомый. Потом была выставка "Библия глазами соцреалиста", которая произвела почти шоковое впечатление; я о ней писала и картины показывала, повторяться не буду, но заинтересовавшимся активно рекомендую посмотреть.

Готовя пост, поняла: то, что волнует и впечатляет у Коржева, почти не передается в сетевых копиях. Перебрав огромное количество фотографий из сети, выбрала несколько, на мой взгляд, более удачных. Плюс после некоторых сомнений добавила пару своих фото из основной экспозиции Института русского реалистического искусства, где в отличие от выставки, можно фотографировать. Но повторяю, лучше пойти и посмотреть, пока есть возможность.

Начну с картины, которая почему-то зацепила больше всех. Может быть, из-за личных параллелей... Вряд ли она бы впечатлила так, если бы не ее название: "Влюбленные" (1959)

2.


3.Беседа. 1980-1985


4.Старик, мне кажется, похож на самого Коржева, правда это кадр из фильма 1995 года


5.Дон Кихот. И здесь мне мерещится сам художник


6.Картина из серии "Тюрлики", называется Триумфаторы. Начата в 1993 году. Тут много кого можно увидеть...


7.


8.Победа живых и мертвых (2001)


9.Свалка (2007)




Featured Posts from This Journal


promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 28
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…

  • 1
Он очень сильно менялся. И грузовик починят, и папа встанет. А потом - чинить нечего и лишенная прав не поднимется. Выставка роскошная, ляпы были - но немного

Да, неоднозначные работы...

Можно и так сказать

мне тоже очень понравилось, но моя проблема в том, что я пошла на Кандинского и параллельно зашла на Коржева. и в этом была ошибка. не получилось правильно воспринять

Ночь искусств?
Мы посмотрели какую-то хореографию и ушли. Шла целенаправленно на Коржева, ночь искусств помогла в смысле, что бесплатный проход, а то могла бы прособираться до закрытия

Да) а мы целеноправленно на кандинского шли

Несколько странно твое замечание "Я не знаю никого....". Рогинского не забыла ? Да, он городской, но чем он хуже ? Про Пластова даже не спрашиваю. Ну... Герасимов, Куприянов++ и не к столу будь помянут сама знаешь кто - таки да, хотя и у последнего случалось чудное. Юон тоже приспособленец ? Ну тогда и Поднимающий знамя... И Дейнека, И Пименов. И уж, конечно, Бродский. До, забыл совсем - смерть комиссара

Edited at 2016-05-30 04:19 pm (UTC)

Я не вкладываю ничего плохого в понятие, обозначенное как "приспособленец".
К примеру, Нестеров и Корин сформировались как живописцы до 17 года, потом они писали прекрасные портреты, которые формально относились к соцреализму. Но по большому счету к соцреализму отношения не имели. И таких было много.

Тут сравнивать вряд ли возможно, хотя.... Коржев - бунтарь, ни разу не лакировщик, не приспособленец. С какого переляку ты его отнесла к соцреалистам ? Были аналоги (условно очень) и ТАМ - Дикс, Безумный Макс - его нужно смотреть только живьем, репродукция не передает десятой части. Коржев, кстати, стилистически очень близок к Безумному. В Штеделе в прошлом году была чудная выставка, там собрали что смогли со всего мира, так я в зале Бэкмана завис чуть не пару часов. У Коржева мощь, безудержные эмоции, но скорее не христианские, а античные, из греческой мифологии. Потом он добавил скандинавские мотивы смерти, но это же тоже - мощь ! Нестеров - мягкий, Корин.... который ? Второго я тут я даже комментировать не хочу, первый - ну... тоже мягкий :)

Он сам себя так позиционировал (думаю, что сам, в выставке через несколько месяцев после его смерти открывшейся)

И ещё. Ты написала, что тебя "зацепила" картина влюбленные ? Ну, ты же знаешь, что развеску не делают только по хронологии. Ты разве не заметила, как нарастал из зала в зал пессимизм ? Влюбленные отдохнут и поедут дальше, а с такими руками - мужчина починит что угодно или на руках вынесет, ему энергии хватит. А потом Березовский все съест, Лебедь это прикроет, и кроме ветряных мельниц - останется только библейское, не сильно реальное. И смерть останется. Я что-то не так прочитал ? Когда мы c Н. смотрели выставку - ругались. Потом разбежались по залам и ещё потом пришли к консенсусу. Ну, почти пришли. А на Кандинского мы не попали, ошиблись в графике и залипли в Музеоне. Там такие чудные Леониды Ильичи ! И главный герой - Железный Феликс !

Библейское у него как раз очень реально, мало чем отличается от того, что в других залах.
Отец и сын (или как это называется из библейского?) - кажется, пять автопортрет.
Там по ссылке, кстати, именно библейское, от выставки 12-го года

Правда, похож на самого художника. Какие картины....

Да, и умирающий старик из Опаленных войной - тоже автопортрет. Коржев прожил несколько лет в Париже, к стыду своему - часть его работ того времени я положил на "наши 90-е", был осужден и заслужил того. Но картины от того хуже не стали. Немножко удивлен, что показали из "Опаленных войной" так странно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account