moscow_i_ya


Этот город наш с тобою

Фотоэкскурсии по Москве и вокруг


Previous Entry Share Next Entry
"Мастер и Маргарита" в кино глазами москвоведа
moscow_i_ya


Замечательный цикл от vladimirdar о Булгаковской Москве вызвал дискуссию о Москве в киноверсиях великого романа. Я вспомнила свою старую рецензию, написанную по свежим следам после просмотра фильма Юрия Кары 1994 года и решила вас с ней познакомить (на всякий случай: мое мнение о киноверсиях может не совпадать с вашим) А заодно расскажу о "Булгаковских местах" из этого фильма и расскажу еще несколько "Булгаковских" новостей.
На фото: черемуха у домика Мастера в Мансуровском переулке. Сирени, как в романе, сейчас там нет, но черемуха хороша...

Фильм Юрия Кары - четвертый фильм "Мастер и Маргарита", который я смотрела (был еще пятый - польский сериал, но больше десяти минут я не выдержала). Очень сильный и неожиданный (Иешуа в джинсах, Левий Матфей, неистово молотящий на пишущей машинке) "Пилат и другие" Вайды затрагивал только "библейскую" часть. Интересный и трогающий душу югославский вариант, с сюжетом, частично взятым из "Театрального романа", касался только Москвы (в памяти осталось - неприглядные задворки, бараки и почему-то Окуджавский "Черный кот") и даже невзирая на наличие немолодого усталого Воланда, был почти лишен "сатанинской" линии. Бортко замахнулся на все линии, но... несмотря на отдельные удачи, так убого, что и вспоминать неохота.
"Мастер и Маргарита" вписан в московские улочки, переулки и знаковые места и немыслим без них, просто удивительно, как удалось Бортко "выдрать" из романа вот эту московскую составляющую (фильму это на пользу не пошло). И как раз с фильма Бортко, снятого в основном в Петербурге и в Болгарии, начался мой "краеведческий" интерес к роману, который в итоге привел к созданию виртуальной экскурсии
Но только посмотрев трейлер "Мастера и Маргариты" Кары, я поняла то, о чем могла бы догадаться гораздо раньше: роман вписан в Иерусалим, где Булгаков никогда не был, не меньше, чем в Москву.
Так и получилось, что в романе переплелись два значимых для меня места - Иерусалим и Остоженка (она для "Мастера и Маргариты" не менее знаковая, чем Арбат или Патриаршие). И прочитав, что съемки (в отличие от Бортко) проводились именно там, я поняла, что на фильм пойду обязательно.

И я увидела Иерусалим - ТОТ Иерусалим, узнаваемый до дрожи и одновременно незнакомый - город, который много больше, чем его материальное воплощение в определенной точке пространства и времени. До боли знакомые камни и стены, улицы и проулки - и даже Храм на втором плане.
Увидела Пустыню - ту, до которой мы так и не добрались, только край увидели вдалеке (и даже это было сильнейшим впечатлением). Жаркую, палящую даже с экрана, чуждую человеку и завораживающую своей мощью.
Все, что творилось в этом антураже было в высшей степени его достойно. Я кажется немало видела Михаила Ульянова, но только после его Пилата поняла, насколько он великий актер. Пилат - лучшее, что есть в фильме. И одержимо-полубезумный Иешуа-Бурляев - много больше, чем просто актерская игра (хотя Бурляев позже считал, что не должен был играть эту роль).

Что же Москва? Она все же разочаровала. Да, летала Маргарита от того самого дома на Остоженке (д.21), который бесподобно подходит под описание Булгакова. И крушила стекла в паре других узнанных домов на той же Остоженке. Но... неужели же во всей Москве не найдется знаковых мест, кроме Кремля и Красной площади? Почему Бездомный должен бегать по Красной площади, Мастер с Маргаритой - встречаться на Красной площади, а Азазелло беседовать с Маргаритой вместо Александровского сада на набережной Москвы-реки с видом конечно же на Кремль?? Почему Дом Пашкова снят так, что можно только догадываться о том, что это Дом Пашкова, зато очередной вид на Кремль оттуда - в ассортименте. Где погоня Бездомного за Воландом? Где Воробьевы горы? Нету их. И почему если снимали жилище Мастера в том самом домике в Мансуровском переулке, то не показали домик снаружи?
В общем, Москва как это ни грустно, шаблонна и привычна. Не вызывает того трепета, который связан с ее мысленным образом в романе.
Вслед за Москвой в фильме "Московская" часть самого фильма показалась менее ровной, чем "Иерусалимская". Где-то слишком пафосно, где-то смазано скороговоркой (фильм сократили в полтора раза по сравнению с авторской версией). Однако же героям веришь, хоть и странно видеть Маргариту блондинкой и куклообразной дурой. Однако же игра любимых, блестящих и увы давно не виденных актеров, бесподобность типажей вытягивает фильм - и уже не замечаешь неточность акцентов и прочие странности.
В общем, хорошо, что пленки, как и рукописи, все-таки не горят. Фильм, хоть и в порезанном варианте (впрочем, та же судьба была и у первой публикации романа) добрался до нас даже быстрее, чем книга. Всего-то 17 лет потребовалось.

А теперь о московских местах съемок ( основной источник информации)

Дом Маргариты Остоженка, 21, дом Кекушева
Дом Мастера - по имеющимся сведениям снимали в доме Мастера в Мансуровском переулке, 9. Но снимали только изнутри.



Этот дом до сих пор находится в частном владении. В 80-е годы XX века его реставрировал проживавший в нем художник В.А.Курский (1917-1985), он сохранил Булгаковскую комнату. После смерти художника начались тяжбы между его наследниками. В 2013 году дом выставлен на продажу...Согласно неподтвержденной информации, его купили родственники Александра Кузьмина, бывшего главного архитектора Москвы (до 2012 года).

Патриаршие пруды - Патриаршие пруды и Чистопрудный бульвар (трамвайная линия)

МАССОЛИТ - усадьба Грачевка в Ховрине, кстати, как и дом Маргариты, работа Льва Кекушева

Клиника Стравинского - усадьба Усачевых-Найденовых недалеко от Курского вокзала. Окресности клиники - Сокольники, сгоревший вскоре после съемок ресторан "Олень" у одноименного пруда.

Варьете - сад Эрмитаж, зеркальный театр

Полет Маргариты - Арбат. Дом Латунского - Остоженка, 20

Бал Сатаны - Усадьба Марфино и Сандуновские бани.

И еще. Наконец-то я сделала тэг Булгаков, по которому можно посмотреть материалы о Булгаковской Москве. Их немало набралось


Posts from This Journal by “Булгаков” Tag

  • Усадьба Козьмодемьянское: Шехтель - Ленин - Булгаков

    Давно я хотела добраться до больницы, служившей прообразом клиники профессора Стравинского из "Мастера и Маргариты". Теперь живу совсем…

  • "Дом Карандышева": еще один дом архитектора

    Я хотела написать о Булгаковских новостях но увлеклась сюжетом, связанным с домом, соседним с тем, который хорошо всем известен. Если деревянный…

  • И все-таки - золотая осень!

    Не обделила нас в этом году золотая осень - хоть и поздно, и коротко, но приход ее состоялся. Смотрите очередной умитротворяющий репортаж с…

  • Сентиментальная прогулка по Пречистенке

    Случаются иногда дни, когда идешь на работу под мелким противным дождиком, которому, кажется, нет конца и края. А выходишь и видишь синее небо и…

  • Случайная Пречистенка

    Да здравствуют случайности, благодаря которым иногда удается среди прекрасного зимнего дня пройтись по городу! Например, когда перепутав…

  • "Он заслужил покой"

    В день всех влюбленных я рассказываю про завершение (??) приключений памятника "самой московской" истории любви. Он заслужил покой, как…

  • Булгаковский квест

    Отличный подарок получили недавно любители как Булгакова, так и городских "малых форм" - девять образов Булгаковских героев разбросаны…

  • Новые граффити Арбатских переулков

    С наступлением осени на улицах Москвы вновь стали появляться большие и интересные граффити. Любителями этого жанра они уже отсняты (причем лучше,…

  • Деревянные домики и итоги конкурса

    Когда впервые натыкаешься в центре на деревянный домик, то изумляешься и восхищаешься. На второй - радуешься. А потом понимаешь, что этих…


promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 28
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…

  • 1
Я считаю что этот роман вообще нельзя экранизировать

Посмотрев четыре экранизации, утверждаю, что можно. Из четырех в трех было немало сильных моментов, лучшая - у Вайды, правда там от первоисточника не очень много осталось.

А мне ничего не понравилось, особенно сериал

Сериал мне тоже не понравился. Правда там хорошая музыка и неплохой Мастер.

Музыка ничего, а Галибин совсем не мастер

Меня там Пилат впечатлил. Маргарита более-менее. Мастер не о том.

Все мы разные :)
Приглось лезть в Википедию, чтобы вспомнить, кто у Бортко играл Пилата. Лавров какой-то совсем старый был, без драйва. У Кары Пилат - лучшая роль из всех.

Экранизировать то можно, но сколько нужно на это творческих и финансовых затрат. В этом смысле он как проект никому не интересен, да и версий уже достаточно. Давно я смотрел фильм Карры и пересматривал его на днях для освежения памяти благодаря посылу автора этого блога - фильм очень рваный, поспешный, неустойчивый; местами есть удачи, есть полные провалы. Конечно, в один полнометражный фильм Мастера не уложить. Напрашивается новый сериал, где прочтут и реализуют Булгакова с вдохновением, и "пилить" бюджет не будут, но ведь это чудеса, доступные только Воланду и его свите!)

По хорошему надо бы посмотреть полную версию Кары (4 серии), она кажется по телевизору шла. Думаю, она будет менее равной. Но я так и не собралась.

Oh! А я не нашел с первого раза, пересмотрю 4-х серийный вариант...

А жителям Иерусалима, возможно, не понравилась бы именно иерусалимская часть...

Возможно!
Но фильм не для жителей Иерусалима снимали.

У меня муж любит это произведение, а я нет..

Я им перенасытилась в свое время

  • 1
?

Log in

No account? Create an account