moscow_i_ya


Этот город наш с тобою

Фотоэкскурсии по Москве и вокруг


Previous Entry Share Next Entry
Из споров 2013 года. О психологии автомобилиста
moscow_i_ya
Я уехала отдыхать :), и пока меня нет предлагаю вам несколько постов по городским проблемам, написанных на моем параллельном блоге в 2013 году, когда у меня была еще активная жизненная позиция, и в соответствующих дискуссиях было потрачено немало времени и нервных клеток. Я ничего не меняла, но перечитывая, не раз думала: здесь я была права, это уже сделано, а вот этот сегодня тааак наивно...
По ссылкам на оригинал - множество комментариев, тоже возможно заслуживающих внимания.

Оригинал взят у taanyabars в О психологии автомобилиста
Два события двух последних дней стали поводом к тому, чтобы изложить смутно бродящие в голове мысли.
Понимаю, что получается нечто вроде "Я Пастернака не читал, но мнения имею", потому что в семье автомобиля нет и не предвидится. Поэтому мне очень интересно мнение тех, кто в отличие от меня обладают личным опытом в рассматриваемом вопросе. С другой стороны, я все-таки буду говорить о вещах, которые не всегда четко осознаются, поэтому и мнение "постороннего" имеет право на существование. Тем более, если у него есть "корочка", в которой записано гордое слово "психолог".
Так вот, вчера был получен официальный ответ (малосодержательный) на обращение "Против реконструкции Ленинского проспекта", которое в качестве альтернативы сооружению эстакад выдвигало сооружение трамвайной линии по центру Ленинского проспекта. На почти 300 голосов за это обращение нашлось всего 13 против, один из них - мой (за что я была в тематических сообществах признана почти "врагом народа"). А сегодня пришло сообщение о том, что в ближайшее воскресенье состоятся митинги против сооружения шоссе через Битцевский лес.
Подобные события происходят сейчас в разных районах Москвы, и объединяет их агрессивный протест против любых улучшений, связанных с автомобильным движением. В сознание людей внедряется мысль о том, что единственный вариант светлого будущего Москвы - это пересаживание всех (ну или почти всех) автомобилистов на общественный транспорт.

Что меня шокирует в такой постановке вопроса?
То, что выступающие под лозунгами "города для людей" и им подобных рассматривают людей (и пассажиров общественного транспорта, и автомобилистов) как некие передвигающиеся единицы, лишенные мыслей, чувств, желаний и потребностей. Так, главным аргументом за трамвай на Ленинском проспекте является его способность перевозить то ли 15000, то ли 30000 человек в час. При этом совершенно упускается из виду, что эти 15 или 30 тысяч должны ЗАХОТЕТЬ воспользоваться трамваем. Примитивный подсчет (вместимость трамвая Бомбардье до 250 человек, что составляет примерно 10 человек на "погонный метр" трамвая, то есть, перевозка по методу "седьди в бочке"; 15000 человек в час - это 1 состав в 2 минуты в каждом направлении как раз при вместимости 250 человек) показывают, что в качестве светлого трамвайного будущего нам предлагается как раз вариант "сельди в бочке".
Когда начинаешь оперировать подобными цифрами, то встречаешь возражения по типу "а куда они (потенциальные пассажиры) денутся" и ссылки на мировую практику.
Подтверждением подобного стиля мышления может служить реакция основоположника Городских проектов Максима Каца на мои слова: "Утверждать, что у нас (в СССР) был хороший общественный транспорт может только садист, который никогда в нем не ездил :( Комфортность передвижения Вучик (идеолог предлагаемого подхода) кажется вообще в расчет не принимает". Кац пригрозил меня забанить :))

Я не знаю, как объяснить фанатам общественного транспорта, что рассуждая о комфортных городах, нельзя рассматривать жителей в качестве безликого "нечто", не обладающего правом выбора, которое может быть доставлен к месту работы в скотских условиях. При этом вынужденная пересадка на ОТ (общественный транспорт) от безвыходности не имеет ничего общего с улучшением городской жизни, о которой так пекутся радетели городских проектов.
Что же делать? Четко понимать, чего лишается автомобилист, пересаживаясь на ОТ, и как можно все-таки стимулировать именно такой выбор - сознательный и добровольный. Собственно свои ответы на первую часть вопроса я и хочу предложить; на вторую попробую ответить, если первая вызовет хотя бы какой-то интерес.
Дальше я представлю те потребности, которые на мой взгляд реализует использование личного автомобиля и которые страдают при пересаживании на ОТ. Необязательно весь комплекст присутствует у каждого, но думаю, что все они в той или иной мере выражены (хотя необязательно осознаются) у бОльшей части автомобилистов. Те, кто знаком с пирамидой Маслоу, может заметить, что я стараюсь двигаться "снизу вверх" по пирамиде (те, кто незнаком, ничего не потеряют :)). Цену и скорость я выношу за скобки как факторы объективные; нас в данном случае интересуют субъективные.

1.Физический комфорт. При пересадке на ОТ мы обрекаем бывшего автомобилиста на холод или жару на остановках, духоту в транспорте, пинки и толкучку, необходимость стоять в течение длительного времени, неэстетичное зрелище бомжей, нищих, калек и прочих маргинальных элементов, грязь, мусор, запахи пота, чеснока и перегара и так далее. Звуковое оформление в форме грохота поездов, разговоров чужих людей, объявлений и жалоб нищих можно к счастью "заткнуть" плейером.
2.Личное пространство. Этот фактор можно отнести к первой категории, но я его выделю.
Психологи выделяют зону интимного пространства (до 60 см), вторжение в которую всех, кроме самых близких людей, вызывает дискомфорт, а также зону нейтрального контакта (до 1,5м), куда мы допускаем друзей и знакомых. В транспорте мы окружены чужими людьми, комфортное расстояние до которых - свыше полутора метров, но чаще всего они попадают не только в "нейтральную" зону, но и в интимную, что не может не вызвать дискомфорт.
3."Медицинская безопасность". Находясь в транспорте мы подвергаем себя опасности заразиться от банального ОРЗ до туберкулеза и прочих гадостей. Все они не то, чтобы высоковероятны, но, увы, вполне реальны.
4."Социальная безопасность". Я подразумеваю под ней не столько реальную преступность, сколько возможность отгородиться от враждебного и недоброжелательного мира (а он сейчас чаще воспринимается именно таким) за стенами автомобиля. Эта возможность во многом иллюзорна (как впрочем и многие из опасностей, перечисленных выше), но человеку свойственно держаться за свои иллюзии...
5.Престиж, статус, принадлежность к социальной группе. Приобретение автомобиля (особенно сравнительно дорогого и престижного) поднимает владельца вверх по ступенькам социальной иерархии, возвышает над "толпой" и "быдлом" (никогда не читали рассуждения о том, что в метро ездит только быдло и неудачники?). Автомобиль является (ходячим? ездячим?) свидетельством успеха и жизненных достижений. Возвращениек ОТ - падение со ступенек иерархии, возвращение в общество лузеров, даже если тачка стоит в гараже.
6.Свобода. Возможность ехать туда, куда хочешь и когда хочешь, осваивать пространство, не считаясь с расписаниями, автобусными маршрутами и прочими ограничениями ОТ.
7.Компетентность. Ощущение - "я могу", "я умею", достижения, которыми можно гордиться.
8.Удовольствие. Просто радость от быстрой езды, от меняющегося окружения, от порции адреналина.

Можно расписывать и конкретизировать дальше, но я думаю пока достаточно.
Все эти факторы так или иначе необходимо учитывать для понимания человека, который делает выбор между стоянием в пробке и передвижением на метро. И для стимулирования выбора, полезного не только для него лично, но и для города в целом.
Продолжение


Recent Posts from This Journal


promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 28
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…

  • 1
Изуродовать Ленинский пр. рельсами- мысль вредная и преступная.

А наши безумено передовые урбанисты во главе с импортными специалистами защищали ее как последнее спасение Ленинского

От чего его спасать-то?

От пробок и загазованности. Кампания против реконструкции шла под девизом "хочу дышать"
И есть еще одна напасть, про которую не пишут: перекрытия для проезда ВИПов. Через день, возвращаясь с работы, стою по 10 минут на светофоре.
Если интересно, вот ссылка на перепечатку еще одного поста того же времени. http://moscow-i-ya.livejournal.com/338764.html

Вот не надо, альтернативных вариантов предлагалось несколько: http://bzikoleaks.livejournal.com/32046.html
Впрочем и в " безумено передовые урбанисты" всех противников реконструкции Ленинского записывть не стоит.

Отрадно читать сейчас этот текст и знать, что по крайней мере выделенка и экспресс-маршрут заработали. Правда интервалы 144-го непредсказуемы, а неэкспрессные маршруты сбиваются по 3-5 штук и тормозят друг друга (и 144-й тоже). А вот с интервалами автобусов до метро ничего не изменилось. Более того, 111-й автобус не имеет остановки на улице Панферова (хотя павильон стоит), и фактически у нас только один автобус до метро остался. Я это оценила, когда целый сезон из-за больной ноги не могла ходить до метро пешком. Только тогда поняла, как же плохо с транспортом на Ленинском :( К счастью, тогда еще маршрутки ходили, только ими спасалась.

Да, на Ленинском с транспортом всё просто прекрасно по сравнению как раз с поперечными и окрестными улицами типа Строителей-Панфёрова, Гарибальди, конца Вавилова и т.д.

Если забыть о том, что с маршрутками было быстро, регулярно и сидя, а стало дольше, непредсказуемо (можешь уехать за две минуты, а можешь простоять на остановке 10 и более в час пик) и в основном стоя, если не брать в расчет, что до ближайшего метро по-прежнему не добраться иначе, как пешком, если не учитывать, что возвращаясь от метро, через день стоишь на светофоре по 10 минут из-за проезда ВИПов, если не думать, что ценой транспортного удобства является медленное отравление организма выхлопами, то соглашусь: тем, кто на Ленинском, с транспортом легче.

При всем сказанном свобода и удовольствие мало коррелируют со стоянием в пробках и подчинению навигатору ради их объезда)
Если серьезно, то "все есть яд и все - лекарство". Москва с платными парковками стала аккуратнее и вменяемее, это факт. Можно лично мне злиться, что я теперь еду на машине в центр только по воскресеньям и праздникам, но факт от этого не становится менее очевидным.

Соглашусь. Прошло несколько лет, плюсы и минусы стали очевиднее. Но текст написан в полемике с убежденными урбанисттами-антиавтомобилистами и рассматривает только одну сторону медали

ощущение повтора истории, только в прошлом веке бум общественного транспорта можно было назвать развитием, то сейчас от как унылая обреченка, о которой и грить не хочется.
Собственно грить надо о многоуровневых дорогах, а не чавкать в этой колее-массовке с привычными инвалидными рычажками от утырков.

Только не говорите это урбанистам

  • 1
?

Log in

No account? Create an account