moscow_i_ya


Этот город наш с тобою

Фотоэкскурсии по Москве и вокруг


Previous Entry Share Next Entry
Москва, которой не было: водная часть
moscow_i_ya
Оказывается, в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года была грандиознейшая водная часть, реализованная только частично. В ленте нашелся пост, где подробно описываются эти гигантские планы. Комментарии с подчеркиваниями - мои, я пыталась разобраться, что реализовано. а что - нет. Уточнения и исправдления приветствуются!

Оригинал взят у yosha_orlow в Москва порт пяти морей и планы обводнения Москвы

Когда-то давно я обнаружил на Ретрокартах план 1935 года, который меня удивил обилием каналов. Сейчас я нашел книгу, к которой эта карта была приложена. Это Генеральный план реконструкции Москвы 1936 года издания. Книга чрезвычайно интересная. Хорошо что всем планам из не суждено было сбыться, но часть все же реализовалось.

В частности были построены Северный и Южный речные Вокзалы. Восточную гавань в районе Новогиреева и восточный и северные каналы не построили.Они должны были пройти через Тимирязевский парк, Останкино и Кусково. На месте Погоно-Лосиного острова должно было быть Ичкинское водохранилище. На месте современных Золотых Ключей за Поклонной горой должно было разлится Сетуньское водохранилище. А на юге вдоль Окружной дороги должны быть построены спрямления для разгрузки центра от транзита судов. Все это делалось что бы превратить Москву в Порт Пяти Морей - фраза ровно из генплана. К Моменту написания был готов только канал Москвы.

Надо сказать что Москва-река и Яуза какой мы его знаем это собственно реализация этого плана. Да и этот план в целом влияет на нашу жизнь до сих пор.

Ниже цитата из книги про проект обводнения Москвы. Иллюстрации оттуда же


Совершенно изменит весь облик Москвы осуществление намеченного в перспективе грандиозного плана обводнения города.
Заканчиваемое в ближайшие годы строительство канала Волга — Москва, одновременно разрешающего вопросы водоснабжения, обводнения и судоходства, позволяет наметить сооружение ряда каналов и водохранилищ, образующих вокруг Москвы два больших водных кольца, спрямляющих извилины Москва-реки, позволяющих реконструировать реку Яузу и открывающих возможность использовать значительные водные поверхности для судоходства, спорта и отдыха трудящихся.
Предусмотрено сооружение:

  • Химкинского водохранилища в северо-западной части города вдоль Ленинградского шоссе от села Химки до села Никольское (сделано);

  • Хорошевского канала, спрямляющего Москва-реку у Хорошевского Серебряного Бора (сделано, благодаря спрямлению, Серебряный бор прекратился в остров);

  • Андреевского и Дорогомиловского каналов, спрямляющих Москва- реку у Дорогомиловской луки и в Замоскворечье (нет);

  • Карамышевского спрямления (сделано, русло без спрямления образует остров Мневники);

  • канала от Химкинского водохранилища до реки Яузы, проходящего по северным районам города (через Тимирязеве — Останкино) (нет).

Одновременно предусмотрено реконструировать реку Яузу, проходящую по территории города на протяжении 10 км и представляющую в настоящее время открытую сточную канаву глубиной в 10—40 см, где количество сточной жидкости в 6 раз превышает количество проточной воды. В результате обводнения из Химкинского водохранилища и прекращения спуска сточных вод река Яуза превратится в чистую реку, проходящую через цепь парков и доступную для мелких речных катеров (насчет чистоты большой вопрос, но Яуза стала более полноводной).

На восточном берегу Химкинского водохранилища намечено устроить северный порт, а в районе Хожухова (Кожухова?)— южный порт (сделано).

Система канала Волга — Москва будет также широко использована для создания обширных водных бассейнов в районах пригородных парков и превращения их в районы отдыха для трудящихся Москвы.

Схемой планировки предусмотрены также большие работы по обводнению Москвы.

Основой обводнения города служит осуществляемый канал Москва — Волга. Влиять на планировку Москвы и пригородной зоны этот канал начинает уже с Клязьминского водохранилища, большая водная поверхность которого (1490 га) дает широкие возможности для развития водного спорта.

В восточной части Клязьминского водохранилища, на расстоянии одного километра от плотины, берет начало восточный судоходный канал, откры-
вающий судам, преимущественно грузовым, прямой путь с севера к основным юго-восточным промышленным районам, без прохождения их по Москва-реке в городской ее части. Это сокращает пробег флота, а Москва- река в черте города предохраняется от загрязнения и загромождения грузовыми судами. Канал выходит на Москва-реку к Южной гавани, проектируемой на месте Сукина болота. Общая длина канала — 40 км (с учетом комментария от spjasshka : канал частично реализован, но не как судоходный, а как канал для переброски питьевой воды для Москвы: начинается от Учинского водохранилища,  поселок Акулово, интереснейший анклав Москвы из 13 домов и школы, и приходит через лес, Королев, Балашиху к водозаборной станции поселка Восточный; когда-то мы его существенную часть прошли).

Основной судоходный канал начинается в западной части Клязьминского водохранилища и образует у города громадное Химкинское водохранилище с площадью водной поверхности в 320 га (сделано, площадь около 400га). На этом водохранилище вдоль Ленинградского шоссе устраивается северный водный пассажирский вокзал города и располагаются грузовые пристани. В южной части водохранилища организуется обширная водная спортивная база, примыкающая к парку Покровское-Стрешнево (практически все сделано).

Из Химкинского водохранилища судоходный канал посредством двух шлюзов спускается к Москва-реке на отметку 126 м. Для создания этого уровня воды и для прохода судов сооружается Карамышевская плотина, и Москва-река спрямляется у Хорошева и Карамышева (все сделано).


В пределах центральной части города создается один уровень воды на отметке 120 м, позволяющий установить сквозное движение от Перервы до Карамышева. Этот уровень воды получается в результате сооружения Перервинской плотины и одновременной ликвидации Бабьегородской плотины (сделано; Бабьегородская плотина находилась недалеко от нынешнего Церетелиевского Петра).

На участке водного пути с отметкой 120 м для обеспечения прохода высокогабаритных судов запроектированы два спрямления: Андреевский канал длиной в 4,6 км, отводящий движение от центральной луки Москва- реки в Замоскворечье, и Дорогомиловский канал длиной в 2,2 км, спрямляющий реку у Дорогомиловской луки (нет).

Эта система каналов вокруг Москвы образует большое водное кольцо, пригодное для прохода больших по высоте, длине и осадке речных судов.

Одновременно создается второе внутригородское водное кольцо для мелкого судоходства и обводнения города. Это кольцо охватывает город с севера. От Химкинского водохранилища по северным участкам города прокладывается до Яузы канал длиной в 10,5 км (нет). Продолжением этого кольцевого пути на протяжении 10 км служит реконструируемая Яуза. Кольцо замыкается Москва-рекой выше Карамышевской плотины, шлюзованным участком канала Москва — Волга и Химкинским водохранилищем.

Река Яуза расширяется до 20—25 м (существующая ширина ее водной поверхности колеблется от 8 до 16 м), и минимальная ее глубина доводится до 2 м вместо теперешних 10—40 см (сделано частично).
На всем протяжении берегов Москва-рекп, Яузы и водоотводного канала устраиваются асфальтированные и озелененные набережные шириной в 40—50 м для Москва-реки и в 25—30 м для Яузы и канала (до сих пор полно участков без набережных).

Берега облицовываются гранитом и камнем.

Из 64 км берегов Москва-реки между Шелепихой и Кожуховым до революции облицовано песчаником 4,5 км. За 1932—1934 гг. облицовано гранитом 6,5 км, 12 км покрываются гранитом в 1935 г. Таким образом на Москва-реке остается построить около 46 км набережных, включая перестройку старых набережных из песчаника.
Берега Яузы нуждаются в облицовке на протяжении 20 км от устья до Сокольников, а берега водоотводного канала — на протяжении 8 км.

Все эти работы на набережных намечено осуществить в ближайшие три года.

Превращение Москва-реки путем обводнения в судоходную требует перестройки части существующих мостов для пропуска больших судов. Городские мосты должны допускать проход судов высотой до 8,6 м от уровня реки. Переустройству подлежат мосты Устьинский, Новоспасский и мост Московско-белорусско-балтийской железной дороги (сделано). Они будут подняты. Заново будут перестроены Каменный, Крымский, Москворецкий и Краснохолмский мосты и соответствующие мосты через водоотводный канал(сделано). Эти работы предусмотрено выполнить в ближайшие три года.

Кроме того для новых магистралей города запроектировано построить за десятилетие новые городские мосты: от Лужников на Ленинские горы в новый юго-западный район (сделано; метромост), два моста через Москва-реку и водоотводный канал на продолжении Бульварного кольца в Замоскворечье(по-видимому, нет) и мост для соединения Пролетарского района с Кировским (?) . Намечено также перестроить деревянный Даниловский мост (нынешний Автозаводский мост?).

После реконструкции Яузы и проведения спрямляющих каналов намечено в дальнейшем переустроить и построить вновь ряд мостов на Яузе и на новых каналах.


Featured Posts from This Journal


promo moscow_i_ya september 10, 21:59 21
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…

  • 1
Да, уже встречал в сети этот пост. Грандиозные планы были!)

Восточная часть канала им. Москвы таки есть, но она несудоходна и на половине своего течения пролегает под землей (или каким-то образом скрыта с поверхности, знатоки меня поправят).

яначинается она от Учинского водохранилища, где стоит поселок Акулово, интереснейший анклав Москвы из 13 домов и школы, и приходит через лес, Королев, Балашиху к водозаборной станции поселка Восточный.

Вообще в этой книге много интересного, рекомендую скачать и почитать на досуге. Например, Бульварное кольцо планировалось сделать такой же широченной магистралью, как Садовое, закатав бульвары в асфальт. И многое другое)

Edited at 2017-06-15 05:15 pm (UTC)

О! Мы как-то прошли существенную часть этого канала, просто я его рассматривала как исключительно водопроводное сооружение. И в Акулово недавно были, но до анклава похоже не дошли

Ого! Я пока только мечтаю о подобной прогулке)

Хорошо что это неосуществилось

Почему? Там бы ничего нового не снесли и не затопили. Разве что трудозатрат жаль

вот что интересно - почему предвоенные планы (там много что интересного было, один проект "Большой Волги" чего стоил) не были реализованы после войны ?

Сменилась эпоха. Да и много восстанавливать надо было.

Ну так если верить пропаганде все восстановили чуть ли не за два года.

Спасибо, интересно было почитать!

  • 1
?

Log in