Дом на Большой Ордынке, 17 - главный Ахматовский адрес в Москве. Я уже писала о нем в рассказе об Ордынке и повторяться не буду. Скажу лишь, что двор жилого дома перекрыт наглухо, и когда я несколько лет назад пыталась туда попасть, то была послана бдительным охранником. С тех пор попыток не повторяла. И на этот раз не повторила бы, если бы не красивый стенд, на который мы наткнулись, гуляя по Замоскворечью; он извещал, что в доме номер 17 находится музей Ахматовой.
- Ура, - решила я, - раз есть музей, должен быть и легальный проход. И мы вернулись к дому, который прошли пару минут назад. И тут нам повезло второй раз: ворота были открыты для въезжавшей машины. Проникнув в ворота, увидели пустующую будку охранника и поняли, что теперь никто не помешает осмотреть двор, куда я хотела попасть уже давно.
Вот он - Ахматовский двор.
История у дома оказалась гораздо более запутанная, чем я думала. Цитирую Викимапию. В основе надстроенного в 30х гг. XX века, дома - усадьба необычной планировки, принадлежавшая «дворянину и кавалеру» К.А. Куманину, наследнику богатого купеческого рода. От бывшего владения осталась высокая ограда с кованой решеткой 1860-х гг. Сам дом построен в 1900 (по другим данным, в 1911) году.
По-видимому, кусочек той самой ограды попал на это фото.
Предполагают, что в центральной части дома у своей тетки бывал юный Федор Михайлович Достоевский. Именно сюда поселил он потом своего героя Парфена Рогожина из романа «Идиот».
Но мы пришли все-таки к Ахматовой и сразу устремились к памятнику, который раньше разглядывали только из-за забора.
Памятник выполнен на основе вот этого рисунка Модильяни
Подробная информация о памятнике - на доске, которая находится рядом.
Осмотрев памятник, изучаем двор. Он оказывается огромным и разветвленным, с уймой контор, фирм и медцентром. Изучая его закоулок за закоулком, неожиданно обнаруживаем вот это (см. также верхнее фото):
Граффити выполнено очевидно на основе вот этого портрета работы Юрия Анненкова
К сожалению, никакой информации о нем пока найти не удалось (буду признательна за какие-то сведения), за исключением того немногого, о чем скажу дальше.
Продолжаем изучать двор. Его закоулки весьма колоритны...
Видна колокольня Церковь Богоматери Всех скорбящих радости, где не раз бывала Ахматова.
Обойдя весь двор и не обнаружив признаков музея, мы спросили о нем местную жительницу. За то время, что понадобилось ей, чтобы пересечь двор и выйти за ворота, она успела сообщить нам, что музея нет и не предвидится, хотя стенд, где написано про него, висит уже несколько лет, что граффити действительно сделано по рисунку Анненкова и появилось к недавним юбилейным мероприятиям. На дальнейшие расспросы она сказала "посмотрите в Интернете на сочетание (которое я, увы, не запомнила)" и растворилась среди людей, спешащих по Ордынке.
Указатели блога: Мои экскурсии. Музеи Культура. Памятники Скульптура. Храмы.
Парки Природа. Лучшие сюжеты. Полезное Вопросы и ответы
Из любимых постов Моя Ордынка