moscow_i_ya


Этот город наш с тобою

Фотоэкскурсии по Москве и вокруг


Previous Entry Share Next Entry
Грузины
moscow_i_ya


Грузинская слобода возникла на западе Москвы в 20-е годы XVIII века, когда в Москву прибыл грузинский царь в изгнании Вахтанг Леванович. Сначала он поселился в районе Мясницкой, но из-за большого числа царской свиты (более 3-х тысяч), им было трудно там разместиться. И по указу Верховного Тайного совета 19 декабря 1729 года «велено оному Грузинскому царю Вахтангу двор на Пресне и с садом".
Грузинская слобода росла и расширялась, и к 1779 в  ней насчитывалось 73 двора грузин и 24 — русских и армян. Грузинское присутствие на Пресне сохранялось еще долго, но сегодня признаки грузинского в этом престижном районе остались в основном в названиях: Большая и Малая Грузинские улицы, Грузинский вал, переулок, Грузинская площадь. Однако его следы имеются до сих пор, больше всего их в районе, где когда-то стоял дворец Вахтанга, но начнем мы прогулку не оттуда.
В 1783 году был подписан Георгиевский трактат - договор между Российской империей и объединённым грузинским царством Картли-Кахети - о переходе Грузии под протекторат России. Памятник, посвященный 200-летию этого события, был поставлен в районе бывшей Грузинской слободы, на Тишинской площади. Примечателен он и своей необычностью, и историей возникновения, и тем. что сегодня, мне кажется. воспринимается совсем не так, как в 30 лет назад.
Монумент с помпезным названием "Дружба навеки" - это огромная 42-метровая колонна, составленная из букв грузинского и русского алфавитов, которые образуют слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство».




Заканчивается колонна венком


У подножия памятника - свитки; на двух из них - строки из Георгиевского трактата на грузинском и русском языках:




"Дабы единоверные народы, столь тесными узами соединенные, пребывали между собою в дружестве и и совершенном согласии, в отражение соединенными силами великого покушения на их свободу, спокойствие и благоденствие, сей1 договор делается на вечные времена".


Грузинский и русский народы, мы братья!
А кто это братство предаст и забудет,
Достоин позора навек  и проклятья.
(Акакий Церетели, 1895)


На этих плитах еще много замечаетльных строк грузинских  и русских поэтов и писателей, от Лермонтова до Пастернака. И как раз со строками Пастернака случилась примечательная история. Вот эти строки:

Мы были в Грузии. Помножим
Нужду на нежность, Ад и рай,
Теплицу льдам Возьмем подножьем,
И мы получим Этот край.
И мы поймем, В столь тонких дозах
С землей и небом Входит в смесь
Успех и труд, И долг и воздух,
Чтоб вышел человек Как здесь.
Основной автор памятника - Зураб Церетели, и это его первый памятник в Москве. Среди создателей - поэт Андрей Вознесенский, по образованию архитектор. А проект памятника утверждали "в верхах", и стихи Пастернака секретарь ЦК КПСС Суслов зачеркнул. Доску  со строками Пастернака не прикрепляли до последнего момента,  и только когда по телефону сообщили, что к площади приближается кортеж правительственных машин, Зураб дал знак сварщикам, и они, приварили картуш со стихами Пастернака. Во всяком случае, так гласит легенда.
Памятник «Дружба навеки» был «парным»: вторая часть, получившая название «Узы дружбы», стояла в Тбилиси, у выезда на Военно-Грузинскую дорогу, ведущую в Россию. Огромный металлический позолоченный узел связывал два кольца — судьбы грузинского и русского народов. Внутри был подвешен металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. Форму монумента Церетели подсказала история любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе. Но памятник «Узы дружбы» был взорван в 1991г. по распоряжению 3виада Гамсахурдиа.

Если от Тишинской площади пройти несколько сотен метров по Большой Грузинской улице, то мы окажемся на Грузинской площади; она представляет собой сквер, в центре которого когда-то стоял Дом грузинского царя с садом, а вокруг него были построены деревянные дома для свиты. Сейчас в центре сквера стоит памятник Шота Руставели, поставленный в 1966 году. Там тоже есть проблемы с надписью, которая гласит: «Зло сразив добро пребудет в этом мире беспредельно» (цитата из "Витязя в тигровой шкуре", созданного великим грузинским поэтом). Дело в том. что на памятнике пропущена запятая, необходимая после слова "сразив".


В центре грузинского поселения в Москве с середины XVIII века располагалась церковь великомученика Георгия Победоносца (в «Грузинах»). То, что вы видите на фото - это ее новое помещение, построенное в 1895-1900. Сейчас в нем находится... техникум. А старое помещение, построенное в 1800 году, расположено на ее "задворках", и мы его к сожалению, не заметили. Здесь находится подворье грузинской православной церкви, ведутся службы на грузинском языке. При церкви действует небольшое кафе и магазинчик с грузинскими блюдами.


А по соседству с церковью - "резиденция" (так в Викимапии) наверное самого известного грузина в современной Москве - Зураба нашего Церетели. Занимает она места существенно больше, чем церковь, и ее я покажу отдельным постом: там немало любопытного, даже если не заходить. Поэтому пока - только одно фото.


Вот и все, что нам удалось найти грузинского в Грузинах. Немного... Поэтому два постскриптума с фотографиями.
Малая Грузинская улица уже не имеет ничего грузинского, кроме названия, и примечательна прежде всего католическим костелом. Необычными видами на него не могу не поделиться.




Возможно вы заметили, что среди фотографий монумента "Дружба навеки" есть летние фото. Я делала их в памятные августовские дни 2008 года, когда Грузия была у всех на устах. Не знаю, что меня тогда стукнуло, но в один из выходных я обошла все "грузинские" места Москвы, какие могла припомнить. И конечно не миновала тогдашнее посольство Грузии, которое хорошо знала: это мой "кандидат-фаворит" на роль дома Марагриты в малом Ржевском переулке. Вот здесь много его ракурсов, причем в основном свежие фото, без грузинского флага, но есть одно старое, с грузинским. Сейчас флаг снят, а дом относится к посольству Швейцарии, которое по-видимому представляет в Москве интересы Грузии. А это фото сделано в августе 2008 года.


А это фото сделано через дорогу. No comments


Не знаю, как вам, а для меня эта прогулка была познавательной и грустной. Я думаю, вы догадаетесь, какие мысли вызывали грусть. Я не буду их озвучивать (если только в ответ на комментарии). И пусть каждый думает их про себя.





Указатели блога: Мои экскурсии. Музеи Культура. Памятники Скульптура. Храмы.
Парки Природа Вокруг Москвы Лучшие сюжеты. Поесть. Полезное Вопросы и ответы
Из любимых постов Украинский бульвар и гостиница "Украина"


promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 28
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…

  • 1
Жуткий памятник - позор Вознесенского. Хотя я не уверен ,что он , как москвич, мог согласится с размерами монумента. При сегодгяшних реалиях , венок , без вертикального элемента, будет более актуален на постаменте. А честно говоря , лучше его переместить куда нибудь. клумба будет в смый раз. Какие раньше там были анютины глазки на клумбе. -закачаешься.

Там очень сильное впечатление произносят тексты.
А сам шампур... не знаю, бывают и хуже.

Я когда его построили как раз заканчивал учиться в МАРХИ ,тогда шокировало всех, сейчас не понять. А так, место как-то сохранилось в пространстве.
Думаю его всё-равно снесут когда -нибудь.
А Церетели , конечно прекрасно- плодовитый художник , но не московский , ему нжно более свободное пространство. А здесь он только оскорбляет эстетические чувства и традиции русских.


Edited at 2014-02-25 05:43 pm (UTC)

Вот поэтому я люблю резервации Церетели вроде той, что в Грузинах.
Сразу понимаешь, как много Церетели могло быть на улице, а его нет!

Иногда мне кажется, что я единственный кого не коробят произведения Зураба нашего Церетели. Не фанат, но скорее воспринимаю с интересом - для Москвы хотя бы неизбито выходит.
Еще мне там рекомендовали одно грузинское заведение, но пока еще не собрался.

Я к Церетели отношусь лояльно, иногда даже с симпатией.
А его плодовитость вызывает уважение.
Скорее всего следующим постом будет очень много Церетели.

Интересно посмотреть на то , что вы называете избитым. и за одного битого .., ну Вы наверное знаете ?

Не, не знаю.
Я просто знаю, что есть люди плодовитые, и есть те, кто их критикует, что бы они не сделали.
Пусть у первых не всегда получается, но они все равно мне больше симпатичны.
Потому что вторые, зная как надо и вообще все про мироздание зная, обычно не делают ничего.

Поэтому все эти бесконечные выдавания миру оценок - "тут плохо", "тут ужасно", "тут недоработал", "бездарность", "моветон", "неправильно" - скучно. Хочется зевнуть, отойти и больше никогда не подойти.
Ибо зачем?

В России много хороших художников, но монументальное искусство , архитектура и строительство общественных объектов - это сферы , связанные, как правило, с расходованием общественных средств. И во всём мире считаются наиболее туманными.
Таким образом , они являются зеркалом общественных отношений.

Конечно, для организации процессов нужно обладать несомненными талантами. Художественные же качества большинства современных объектов , к сожалению, не имеет смысла даже обсуждать.
Я не думаю , что вы в следите за успехами современной российской скульптуры. Но монументальные формы трудно скрыть . И некоторые начинают обсуждать вещи в смысле нравится - не нравится. Можно даже предположить , что многие граждане скажут , что им нравится, но это ничего не значит с точки зрения профессионального подхода к формированию среды . Тем более, в историческом городе с огромными художественными традициями.
Негативные же отзывы не родятся на ровном месте. Как сказал кто-то , что достаточно уничтожить сотню определённых французов, и Франции не будет. У нас это уже почти произошло в вышеназванных сферах . Ваше восприятие это не проявление вашей сущности , а результат влияния среды на вашу личность.


Не спорю, бытие влияет на сознание точно так же, как сознание на бытие.
Я - плод какой-то своей эпохи и каких-то представлений о мире.

Просто я очень не люблю, ни в одной из сфер жизни, когда поднимается критиканство и при этом не приводятся примеры того "как надо".
А если и приводятся - часто это продукт междусобойчика, когда кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку, с ссылками на мифическое профессиональное сообщество.

Какой смысл? Это такая, убогая ситуация с воспитанием детей - сплошные запреты и ни одного положительного примера или поощрения.

Я не считаю Церетели образцом лучшего из вкусов. Из Москва - не самой мой, мягко скажем, визуально любимый город. Но я не понимаю смысла утрированного "он бездарь и непрофессионал, а я знаю как даровито и профессионально, но не сделаю".
Лучше пусть будет один Церетели, чем ни одного никого, каждый из которых на словах профессионал

Странные рассуждения. Логика не прослеживается. Также как и в постройках Церетели. Носят случайный характер. Недаром Ресин предложил демонтировать Петра, как согласие со сменой курса , однако такового не произошло ,это не городская скульптура , а символы насилия и распила. С другой стороны есть и позитивный момент, часть средств всё-таки идёт на поддержание производства монументалки.

Вы можете привести удачный пример скульптуры в России? Так чтобы и профессионально, и удачно, и лично вам нравится, и, самое главное, существует в реалии. а не в чьем-то воображении?

Вы имеете в виду в городе , или вообще ?

В городе и вообще. Есть ли вообще таковая?

Любопытно, что первое что мне пришло в голову - это памятник, которому не нашлось место в Москве: автомобиль, который фрагмент памятника Мастеру и Маргарите.
А из последнего вспомнился Достоевский у его музея.
Кстати, в свежем посту - много Церетели :))

Нужно уточнить во времени. Какой исторический интервал рассматриваем.
Пока могу указать на общеизвестные Петра и Сфинксов в СПб работы Шемякина. Они очень гармонично влились, хотя в целом я не фанат Шемякина, там же удачная уличная скульптура городового. Потом из монументального приходят на ум" Мамонты Зимой." Ковальчука. В малыхформах много людей.. Но нужно некоторое время что бы сформировать список с иллюстрациями.
Но в любом случае повторяю , что крупные работы это сейчас почти монополия.
В своё время Церетели , кстати, сделал вполне себе приличные работы в Пицунде. Так сказать в рамках своей художественной компетенции.

Если есть желание, можно перенести дискуссию в свежий пост. Там очень много Церетели :))

Так вот что это за штука на Тишинке... Хоть понятно теперь, что этим хотели сказать, а то в народе оно называется "Памятник Великой Фигне"...

:)
Википедия утверждает, что его шампуром зовут.

Тоже вариант, хотя про шампур живьем не слышала (а вот про Великую Фигню - вполне и даже не раз). А, была еще, кажется, вариация на тему шампура - "шашлык" :))

Татьяна, по поводу особняка Соловьева. Теперь в нем работает секция интересов Грузии посольства Швейцарии в РФ: http://www.eda.admin.ch/eda/rus/home/reps/eur/vrus/embmos/geoint.html

Да, когда я была в этом году, именно такая табличка там висела.

Не видела никогда.
Оказывается, я вообще очень многого в Москве не знаю.)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account