moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Categories:

Вокруг Патриарших, или от модерна к модернизации

Люблю Москву во всем ее маразме уходящей эпохи Лужквы. Сегодня в качестве первоапрельской шутки покажу вам ее в районе, над которым незримо витает дух Воланда. Здесь старое и новое перемешано в самых невообразимых сочетаниях, которые очевидны на этой фотографии.


На переднем плане - особняк работы  Шехтеля  на Большой Садовой (д.4). Если честно, он "не показался", и других ракурсов этого общепризнанного шедевра не будет. Из-за него вылезает многократно охаянный жилой комплекс Патриарх - памятник архитектуры начала 21 века, с гордо  возвышающейся копией башни Татлина. Один из критиков от архитектуры характеризовал это зрелище так: "пять круглых кондитерских ярусов, увенчанных железной конструкцией".
Но  над местностью доминирует отнюдь не Патриарх, а  наглая реклама: СПА для одежды - это конечно круче и Шехтеля, и Татлина, и Патриарха.
Вот такая она - сегодняшняя Москва: принимайте какой есть.

Это Патриарх крупным планом. Должна отметить одну его особенность, не названную критиками: из переулков его практически невозможно разглядеть, только с Садового кольца. Со стороны Патриарших, если очень сильно задрать голову, видно вот это:



А чтобы сделать следующий снимок, пришлось долго и упорно лазить по дворам



Это творчество того же авторского коллектива, Дом-яйцо работы которых я на днях показывала. Не могу не процитировать кое-что из найденного на тему Патриарха.
История появления "Патриарха" в изложении его архитектора Дубровского такова. После дефолта трудно стало с заказами, поэтому все возможные проекты зданий в центре требовали делать "проходными" - то есть с башенками, украшениями и прочими историческими пышностями. Начальство хотело делать так и только так - хоть плачь, хоть смейся. Именно в это печальное время, то ли от отчаяния, то ли от злости, дом в общих чертах и нарисовался. Решено было смотреть на проблему весело и сделать вещь до смешного рукотворную, с вавилонской башней на голове, с колоннадами и куполами. Такой принципиальный дурдом. Предел абсурда. Потому что скучно ставить здание уже совсем никакое.
Архитектор Сергей Ткаченко: "Нам хотелось ввести элемент, может быть, шутки. Это принцип работы нашей мастерской - мы следуем контексту, следуем принятой концепции московского историзма, по относимся к этому иронично. Ирония создает дистанцию...Для нашей мастерской ирония архитектурного образа - одна из центральных категорий, мы это очень тщательно продумываем. Ирония - это парадоксальное прочтение традиционной логики, ее нарушение..."
А это уже критики:"...выглядит шедевром кондитерского искусства. Гордым и величественным бисквитным тортом с орехами, который несли, но не донесли и немного помяли. Сверху его припекло летнее солнце, и он отчасти потерял форму и белым кремом пилястр стекает понемногу на мостовую.>"
" Бесформенная жилая амеба в классицизирующей шапке-ротонде и шпилем в лапе. Здание с «раздвоенным» характером - классический случай архитектурной шизофрении. Случай, достойный скорее архитектурного медика или даже патологоанатома, нежели архкритика."
"Архитекторами Олегом Дубровским и Сергеем Ткаченко был выбран пышный так называемый российский имперский стиль, в свое время призванный увязать европейскую архитектуру знаменитых Растрелли и Росси с византийской роскошью, присущей царским и боярским палатам. Главный вестибюль оформлял знаменитый дизайнер Жак Гарсия, создатель интерьеров для парижской резиденции султана Брунея. Мозаичные мраморные полы, колонны, потолки с изысканной лепниной, изумительные люстры, ковры - все это навевает несколько ностальгическую грусть по давно ушедшим временам богатства России. Но и не может не вселить сладостной надежды по поводу ее будущего, раз видишь такую красоту перед глазами!"


От Патриарха продолжаем прогулку по шедеврам московского модерна.
Вот этот дом  - личный особняк Шехтеля (Ермолаевский, 28), и мне он чем-то напоминает "дом Маргариты" на Остоженке, тоже построенный "для себя" его коллегой и современником Кекушевым. Но если честно, Кекушевский понравился больше.


А точно напротив... Не нашла я сведений о том, что это за дом, и что за шутник (по-видимому, эпохи развитого социализма) спародировал треугольник  Шехтелевской крыши
Update. В комментариях в сообществе подсказали: это столовая военного университета (!) построена в 1989 году


Дальше в Трехпрудном переулке (дом 9) - еще одно здание Шехтеля - типография. Вот оно показалось очень симпатичным.





А напротив - большой дом с такими симпатичным блакончиком. Не угадала бы дату постройки, если бы она не была написана на доме. Это 1948 год.



И последняя загадка. Мы так и не поняли, чем занимается заведение, которое тут расположено. Судя по окнам со двора, в которые мы заглянули,  похоже на ателье. Но... зачем ателье такие вывески??



Закончу тем, что сказано в статье о Патриархе, но  относится пожалуй ко всей нашей прогулке. И не только к ней.  "Посети Воланд Москву в эти дни, он бы не упустил возможности полюбоваться нашим удивительно похорошевшим городом с прелестной башенки, венчающей новое решение "жилищного вопроса", который нас, по его мнению, когда-то испортил..."



Tags: Маяковская, интересный дом, прогулка
Subscribe
promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments