moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Categories:

Три вокзала



Непросто найти в Москве место более неприятное, чем площадь трех вокзалов, которая все еще называется Комсомольской.  Вечная толкучка, замученные люди с огромными баулами, грязь, запахи малопривлекательной еды, лотки и наляпанные вывески, бомжи и сомнительные личности - хочется ни на что не смотреть и убраться как можно скорее. Искренне сочувствую тем, чьи впечатления о Москве начинаются отсюда. В последнее время вокзалы стараются облагородить, навести порядок, но до результата еще далеко.
А между тем, три вокзала (Ленинградский, Ярославский, Казанский) - потрясающая страница архитектуры и истории. Три великих имени - Константин Тон, Федор Шехтель (при участии Льва Кекушева), Алексей Щусев. Три архитектурных стиля (специалисты называют их русско-византийский, северно-русский модерн, неорусский. Отсылки к имперской столице, русскому северу и многоликому российскому востоку. Если добавить еще и другие здания на площади (о которых я сегодня рассказывать не буду), то получится, что не выходя с площади, можно совершить полноценную экскурсию, охватывающую без малого два столетия.
Тема трех вокзалов оказалась очень интересной и практически неисчерпаемой,  фотосессии (здесь материалы с двух) в связи с вокзальной спецификой   получились явно недостаточными, поэтому я представлю скорее  наброски к интереснейшим сюжетам и наружный облик вокзалов.
Ленинградский вокзал - самый старый (1844-1849), это вообще один из первых российских вокзалов, если учесть, что строился он для первой железной дороги в России, между Санкт-Петербургом и Москвой, указ о создании которой был подписан в 1842 году.
О значении этого проекта свидетельствует то, что Константин Тон был фактически архитектором номер один во время царствования императора Николая Первого (среди его работ - храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве), его имя связано прежде всего с государственным строительством.

Вокзал в Москве - уменьшенная копия Петербургского. Насколько понимаю, фасад вокзала остался примерно таким же, как и был задуман, все огромные дополнительные помещения пристроены сзади. По сравнению с Ярославским и особенно Казанским вокзалом, он кажется маленьким, но успешно трудится уже второе столетие.
Ярославский вокзал - совсем другая история. Она связана не с государственным, а с частным капиталом и с именем Саввы Мамонтова - мецената, покровителя искусств и директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. После того, как дорога в 1898 году была продлена до Архангельска, возникла необходимость в расширении вокзала, построенного еще при отце С.И.Мамонтова. Неудивительно, что покровительствовавший мастерам модерна Мамонтов пригласил для работы Федора Шехтеля. И появился (1904) прекрасный образец модерна с его причудливой асимметрией форм,  разнообразием украшений,  ярко-радостной майоликой,с северными мотивами в оформлении.













Но самый грандиозный, самый разносторонний и самый долгий по строительству - это Казанский вокзал.


Автором проекта был Алексей Щусев, один из самых титулованных и востребованных архитекторов при Советской власти (самая его известная работа - мавзолей Ленина).Проект относится еще к дореволюционной России, к 1913 году, он должен был быть реализован к 1916 году, но в связи с войной и революцией строительство растянулось до 1940 года.В итоге не все задуманное удалось реализовать, но основные идеи были воплощены.
На фото с выставки, посвященной Казанскому вокзалу - макет проекта и группа его создателей.


Бюст Щусева у стен Казанского вокзала.


Щусев взял за основу идею объединения России и Азии, и железнодорожный путь приобрел символическое значение. В архитектуре вокзала мотивы древнерусского зодчества должны были перекликаться с восточными, так что Казанский вокзал становился олицетворением восточных ворот России. Композиционный акцент Щусев сделал на высокую, выше 70 метров, башню, напоминавшую башню Сююмбике в ансамбле Казанского Кремля. Шпиль башни венчал змей Зилант, фигурировавший на гербе Казани. Обязательный атрибут вокзала - часы - Щусев хотел украсить изображением знаков Зодиака.



Основной фасад вокзала выходит на Комсомольскую площадь.





Вторая, менее посещаемая часть вокзального комплекса выходит на Рязанский проезд




Здесь есть своя башня - царская


И здесь же стоит памятник создателям российских железных дорог (открыт в 2013 году, автор - Салават Щербаков). Сверху - бюст Николая Первого, подписавшего указ о сооружении дороги Москва-Санкт-Петербург




Если у вас есть немного времени до поезда (недостаточно, чтобы выехать в город), отдохнуть от вокзальной сутолоки можно в скверике посередине площади.


Отсюда можно окинуть взглядом все три  вокзала и другие интересные здания и сооружения, о которых я не рассказывала, и подумать о замечательных людях, трудами которых мы сегодня пользуемся, почти не замечая их.






Указатели блога: Экскурсии Интересное. Музеи Культура. Памятники Скульптура. Храмы.
Парки Природа Реки Водоемы Вокруг Москвы Лучшие сюжеты. Поесть. Полезное Вопросы и ответы
Из любимых постов Метрополь - последний проект Саввы Мамонтова

Tags: Комсомольская, место, памятник, сюжет
Subscribe
promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments