moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Category:

"От Сокольников до Парка на метро"



На днях прошел небольшой юбилей - один из первых в череде ожидающихся дат к 80-летию московского метро. 14 октября 1934 года состоялось первое испытание пробного поезда Московского метрополитена, состоявшего из вагонов типа "А" - примерно таких, как на фото.
Фото современное, это ретропоезд, который ходит сегодня по "красной", самой первой ветке московского метро.
Я хочу проехаться с вами по этой ветке, которая наверное всем (ну или почти всем) читателям хорошо знакома, и попробовать взглянуть на нее не как на место, где мы давимся в толчее или бежим на пересадку, а на памятник истории и архитектуры. А для этого немного окунуться в исторический контекст строительства московского метро.

В 1935 году, когда было открыто московское метро, был принят Генеральный план реконструкции Москвы.
На смену малоэтажной Москве старых особнячков и изящных доходных домов, лавок и лавочек, Москве шумной, хаотичной, с узкими улочками, извилистыми переулками и тенистыми бульварами, должна была придти Москва - столица победившего социализма, Москва огромных полупустых пространств, высоких зданий, широких прямых проспектов, больших парков и гранитных набережных (Везде должны доминировать «здания-монументы», которые «полным голосом будут говорить об архитектурном богатстве, о бьющей через край полнокровной жизни социалистической столицы»)..
В годы, когда строилось метро или немного позже, были снесены постройки старого Охотного ряда. На освободившемся месте были построены гостиница «Москва» и монументальное здание Дома Совета Труда и Обороны (ныне Госдума). Снесены были постройки, заслонявшие выход с улицы Горького на Манежную площадь. Убрана застройка конца XIX — начала XX в. у собора Василия Блаженного со стороны Москвы-реки (Зарядье), начат снос стен Китай-города, построены широкие мосты через Москву-реку, расширена и застроена улица Горького (Тверская). Таким образом, "Москва получила центр, отвечающий реальным жизненным потребностям и одновременно представительный, соответствующий государственному значению столицы".

Для наглядности - улица Горького до и после реконструкции





Разработка Генплана (1931-35) и первые работы по реализации шли одновременно со строительством метро (1932-35). Фактически метро стало первым крупным завершенным проектом Генерального плана, демонстрацией новой Москвы. Отсюда - мрамор, простор, великолепие, все это общедоступно и совершенно непривычное для москвичей 1935 года.
При всем великолепии первой линии метро далеко до  более поздних станций эпохи Сталинского ампира, где много помпезных украшений, мозаик, скульптур. Они достаточно просты и гармоничны - и на мой вкус очень красивы.
Поэтому я приглашаю вас проехаться "от Сокольников до Парка на метро" вот в таком ретро-вагоне и посмотреть некоторые (не все, чтобы не надоело) станции.




Сокольники




Комосмольская




Красные ворота (которые успели побыть Лермонтовской). В оформлении - тема красных ворот.






Библиотека имени Ленина




Кропоткинская - моя любимая станция на этой линии. Изначально она называлась Дворец Советов, отсюда - праздничный белый цвет, изящные колонны, широкая платформа






Парк культуры. Приехали...



Использованы материалы отсюда



Указатели блога: Экскурсии Интересное. Адреса Лучшие прогулки Памятники Скульптура. Парки Природа Вокруг Москвы Лучшие сюжеты. Полезное Вопросы и ответы Из любимых постов Москва, которой не было: киновоплощение нереализованных проектов Генплана

Tags: метро, сюжет
Subscribe
promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments