moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Categories:

Георгий Костаки - выставка коллекционера



Это очень интересная выставка для всех, кто неравнодушен к российскому изобразительному искусству начала XX века. Шагал, Кандинский, Малевич, Филонов - и те, чьи имена нам мало что скажут, но...
Однако меня больше, чем картины, впечатлила личность и судьба самого Георгия Костаки. Думаю, его можно с полным правом назвать советским интеллигентом (несмотря на иностранное гражданство) - из тех, с кем везло встречаться многим из моего поколения, кто остался в памяти, а в жизни вымер как динозавры (отдельные раритеты - не в счет). Я расскажу ее как запомнила, а потом приведу старый материал о картине из коллекции Костаки, которая когда-то потрясла меня, и я впервые узнала это имя (она есть на выставке, а вообще висит в основном собрании филиала Третьяковки на Крымском валу).
Костаки родился в Москве в 1913 году в греческой семье, и прожил в России и СССР больше 60 лет с греческим гражданством. С 16 лет начал работать шофером в греческом посольстве, так всю жизнь и работам в посольствах на не очень высоких должностях. Но думаю, что получал зарплату в валюте, что делало его для советской действительности человеком достаточно обеспеченным.
Картины собирал всю жизнь, в основном русский авангард и иконы. Покупал и картины своих современников, из тех, которые клеймил Хрущев и давил бульдозер (думаю, для них это было ну очень важно в материальном плане). Собрал огромную коллекцию, которую показывал своим гостям в доме на проспекте Вернадского, туда даже неофициальные экскурсии водили. Были там и Шагал, и сенатор Кеннеди, и другие важные особы Я даже задумалась, почему никогда не слыхала про Костаки в детстве - среда была общая, да и жил он поблизости. Однако не слыхала.
Я покажу единственное фото, которое все-таки сделала на выставке, несмотря на запрет (Третьяковка, прости!). Чем-то таким родным и забытым повеяло от этих лиц. Георгий Костаки - в центре, в очках.



В 70-е годы начались неприятности - пожар на даче, угрозы. Семья была большая - дети, внуки, так что было за кого бояться, не говоря уже о коллекции. Костаки отдал безвозмездно государству часть своей коллекции за возможность вывезти семью и другую часть картин (после его смерти они легли в основу музея в Салоники). Коллекции оказались в Третьяковке, музее Рублева, музее Царицыно, а семья - в Греции.
Почему-то мне кажется, что Георгий Костаки в полной мере тосковал по стране, где прожил больше 60 лет. Во всяком случае на его картинах (а рисовать он начал уже в Греции) очень много русских пейзажей. Греции, которая была рядом, гораздо меньше.
Ну а теперь - о картине К.Редько "Восстание". Вы не слыхали про Климента Редько? Жаль...



Эта странная и не такая уж большая картина висит в филиале Третьяковской галереи, и каждый раз, бывая там, я не могу не остановиться рядом с ней. Ее можно разглядывать целиком или по кусочкам, каждый из которых живет своей жизнью, разгадывать как ребус или подчиняться ее ритму. Иногда кажется, что тебя прямо-таки затягивает в нее, ты слышишь звуки оркестра, под который маршируют ее участники, видишь себя на этих улицах.
Фото конечно мало что передает, тем не менее, я сделала несколько фрагментов из лучшей копии, найденной в сети, собрала небольшие сведения о художнике и несколько мнений о картине.

Климент Николаевич Редько (1897, Холм, Люблинская губерния, Российская империя - 1956, Москва) — советский художник, представитель живописного авангарда 1920-х — начала 1930-х годов.
Из крестьянской семьи. С 1910 по 1914 учился в иконописной школе Киево-Печерской лавры. В 1913 Посещал школу-мастерскую Фёдора Ивановича Рерберга в Москве, в 1914—1918 — петроградскую школу Общества поощрения художеств, где одним из его учителей был Николай Константинович Рерих, в 1918—1919 — киевскую Академию художеств. В 1919—1920 вместе с Соломоном Никритиным занимался в студии Александры Экстер. С 1920 жил в Харькове и Москве, где в 1920—1920 годах занимался во ВХУТЕМАСе у Василия Кандинского.
Пережил сильнейшее влияние Малевича, испытал воздействие конструктивизма и футуризма. В 1922 вместе с С. Никритиным и А. Тышлером основал группу «проекционистов»... Командированный Луначарским в 1927 в Париж, работал художником при советском торговом представительстве. В 1935 вернулся в СССР, поселился в Москве.
В 1940-е работал в ТАСС. В 1948 был исключен из Союза художников как «поддавшийся влиянию западной культуры». В 1950—1955 руководил изостудией при Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, чем и зарабатывал на жизнь. Оставил литературное наследие (прозу, мемуары, статьи об искусстве)
(Википедия).

В 1924году К.Редько писал:"25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и революция, до того сильно обаяние его напряженнейшей личности. Седьмой год создания, в которых все радости и страдания сливались с Лениным.
Ленин шел и вел народ к борьбе. Сколько раз мои мысли обращались к нему, человеку-гению ума и сердца, сила духа которого превзошла основное деление времени."
Тогда и была задумана эту картина, которую он писал два года (датирована 1925 годом)



"Восстание" Климента Редько — загадочное, странное, страшное полотно. Грозное предупреждение.
Истово повторяя канон "Неопалимой купины", художник поместил в центре Ленина в нимбе! На фоне этого декорума — строй вождей, и странно светится Сталин... Вокруг стальные решетки, многоэтажные дома-коробки, словно из романов Замятина; по ободу "купины" идут танки, маршируют чекисты. В свое время картину нашел и сохранил коллекционер авангарда Георгий Дионисович Костаки, впоследствии преподнесший ее в дар Третьяковской галерее.
Ленин, Сталин и музыка



В центре композиции некий ромб, который возникает из многочисленных мелких фигур, а в самом центре композиции фигура Ленина и рядом такие уходящие в сторону этого ромба, фигуры его соратников, участников. Они лучами расходятся. А Ленин в центре, как регулировщик. И от этого ромба, в разные стороны картины, по углам картины такими лучами расходятся некие улицы, такого достаточно фантастически представленного города. Когда впервые на эту картину смотришь, во-первых, она притягивает, потому что невозможно оторваться от нее (это действительно так - t).
Во-вторых она как будто изнутри еще светится, какой-то мистический свет изнутри исходит. И, в-третьих, ощущение, что, либо эту картину написал гений, который знал все. Либо это какой-то пришелец, который вообще описывал то, что когда-то было в нашей цивилизации. Очень многие искусствоведы писали в свое время, что это фантастический город, что это такие конструктивистские здания. На самом деле, когда она освещена особенно, ты смотришь, и ты видишь, и такое впечатление, что это тюрьма. Внутренний двор тюрьмы, что здесь вот этот строй людей мрачных, которые идут, машины, которые едут. С нашим знанием того, что было после революции, в последующие десятилетия, мы, конечно, эти свои знания привносим в интерпретацию картины
(решетка над фигурой Ленина напомнила мне Белый дом - наш, московский; у меня не было впечатления тюрьмы, фигурки маленькие,нестрашные, скорее напоминают какую-механическую игрушку ).
Там множество фигур, рядом с Лениным - Троцкий, за ним - Крупская, есть Рыков, Зиновьев, Луначарский. Сталин - в левом верхнем ряду третий. Но далеко не всех искусствоведы узнали, возможно не все фигурки представляют портреты конкретных людей.



Художник, который написал эту работу, был знаком и с иконописной традицией, и он был достаточно образован в этой области, и, как всякий человек того времени, он прекрасно знал темы и сюжеты иконописи, и сам над этим работал. Он искренне восхищен фигурой Ленина. И, конечно, если рассматривать иконографию "Спаса в Силах", - вот этой самой иконной традицией, мы знаем, что эта икона непосредственно связана с темой страшного суда и грядущего преображения Вселенной. Вкладывал ли он это осознанно, или у него получилось невольно, сейчас мы, конечно, судить об этом не можем.
Когда художник начал работу, и, как я уже сказала, мучительно искал композицию, уже он прошел вот эту свою попытку реализовать теорию электроорганизма. «Вся моя работа протекает в синтетической интуиции, под знаком физико-химических проблем с современной периодической наукой» Это конкретно про эту картину он написал
(из беседы на радио "Эхо Москвы" с заместителем директора Третьяковской галереи Ириной Лебедевой 03.02.2008).

Выставка работает до 8 февраля в филиале Третьяковской галереи на Крымском валу

Указатели блога: Экскурсии Интересное. Адреса Лучшие прогулки Памятники Скульптура. Парки Природа Вокруг Москвы Лучшие сюжеты. Полезное Вопросы и ответы Из любимых постов Искусство XX века на Крымском валу

Tags: Октябрьская, культурное, сюжет
Subscribe
promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments