Что мы помним про Герцена и Огарева? "Декабристы разбудили Герцена", клятва на Воробьевых горах, "Колокол", первый этап революционного движения... Скучные персонажи навязших в зубах учебников.
А они были живые! Они любили и страдали, ошибались, и жизнь жестоко наказывала их за ошибки.
Про ту сторону жизни великих, которая совершенно не для учебников и не для "парадных" биографий - спектакль "Лондонский треугольник" театра "Школа современной пьесы". История взаимоотношений Герцена, Огарева и Натали Тучковой-Огаревой - это история трагической любви и нелегкой дружбы, и она почти не имеет отношения к тому, что ее действующие лица - известные люди. Да, они периодически говорят о демократии, о страданиях народа и освобождени крестьян, а между семейными склоками умудряются издавать журнал, но на фоне отношений героев все это предстает каким-то... второстепенным, что ли, а красивые и хорошо знакомые фразы о свободе чем дальше, тем больший смех вызывали (и кажется, не только у меня).
Театр рассказал нам простую и очень печальную историю о женщине, которая хотела, но не умела быть счастливой, о том, как она терзалась сама и терзала двух любящих ее мужчин, хотя в сущности все могло быть совсем по-другому. Эта история одинаково актуальна в веке девятнадцатом и двадцать первом, для великих и для обычных людей. Она дает возможность о многом задуматься...
Немного подробностей о драматурге, режиссере, актерах.
Автор пьесы - Александр Углов. К сожалению, я не нашла о нем никакой информации, могу только сказать, что пьеса написана на основе автобиографий и писем, компиляция сделана мастерски. Скорее всего у автора был еще один первоисточник - трилогия Тома Стоппарда "Берег Утопии", где те же персонажи и то же время. У "Лондонского треугольника" свой сюжет, он строится не вокруг Герцена и революции, а вокруг Натали Огаревой и любви. С другой стороны, некоторые пересечения видны невооруженным взглядом, но не думаю, что их можно было избежать, учитывая, что "первоисточники" у Углова и Стоппарда общие.
Режиссер - Дмитрий Астрахан (имя второго режиссера, к сожалению, ничего мне не говорит). Знаю его как кинорежиссера больше двадцати лет. Он автор возможно лучших фильмов о "лихих 90-х" - "Ты у меня одна" и "Все будет хорошо" и одного из первых российских полноценных сериалов "Зал ожидания".
Так вот, для меня фильмы Астрахана - мелодрамы с надрывом на грани пошлости и безвкусицы. В своих лучших фильмах он по этой грани мастерски ходил, но на мой взгляд, ее не переступал. Примерно то же самое могу сказать и о "Лондонском треугольнике". По ходу действия кажется, что со страстями, слезами истериками - перебор, и только к концу понимаешь, что все закономерно и этот сюжет вряд ли мог быть разыгран более сдержанно.
Огарев - Александр Галибин. Этот актер для меня наверное всегда будет овеян ореолом Мастера (одна из немногих удач в целом на мой вкус откровенно слабого сериала). Его Огареву безоговорочно доверяешь и симпатизируешь, именно он остается (при всех своих многочисленнывх слабостях) эталоном благородства и непростого, но верного нравственного выбора.
Натали - Джульетта Геринг. Она "переигрывает" почти весь спектакль, ее истерики и надрыв неестественны, но лишь к концу понимаешь, что именно такой - истерично-неестественной она и была в жизни (или такой увидели ее драматург с режиссером). И лишь буквально на последних минутах проникаешься искренним сочувствием к трагической судьбе женщины, сломавшей столько жизней...
Герцен - Вадим Колганов. На мой взгляд, это неудача спектакля. Во-первых, актер на 16 лет моложе Галибина, на вид эта разница еще больше, и получается пьеса о том, как молодой обеспеченный Герцен увел жену у старого спившегося Огарева (хотя на самом деле Герцен на год старше). Во-вторых, Герцен Колганова -откровенный слабак, он самодоволен и слегка истеричен, беспомощен в отношениях с женщинами и склонен к демагогии. В общем, мелкий и неприятный тип, которому ни минуты не сочувствуешь. Обидно за Герцена - хотелось бы видеть его как более масштабную личность, пусть и без пьедестала.
А в целом, я думаю, вы поняли, - спектакль сильный. Искренняя благодарность театру и mosblog