moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Category:

Нью-Йорк. 80-е. Слава богу, не мы.




Иногда впечатления от события столь противоречивы, что разобраться в них удается лишь "задним числом", по трудноуловимому "послевкусию" и тому, что запомнилось. Именно так случилось со спектаклем Михаила Шемякина "Нью-Йорк. 80-е. Мы." - сумбурному, разноплановому, эпатажному и одновременно очень искреннему, личному.
Михаил Шемяких сделал спектакль из своих мемуаров, выступив сразу во всех возможных функциях - автора текста, режиссера, художника, ведущего, оживив в актерских образах себя и своих друзей, многих из которых уже нет в живых, разыграв свои фантазии. Создавался он в считанные дни, репетиции в режиме нон-стоп шли параллельно с переписыванием текста, получился, по критическому мнению Стаса Намина,  скорее эскиз будущего спектакля. Но интересен именно нынешний вариант, когда спектакль создается фактически на премьере, на глазах у неслучайной публики, автор, он же главный герой, ведет действие от первого лица, а другие герои сидят в зале и смотрят на самих себя в исполнении артистов.
Но попробую все же по порядку.



Первая половина спектакля для меня была очевидно "слишком". Все "острые" темы, не укладывающиеся в нынешние "скрепы", были затронуты и обыграны, действие распадалось на отдельные малоприглядные сцены (а это, по словам Шемякина, "диетический" вариант, в жизни, все было гораздо круче), и все это вызывало... нет, не возмущение, скорее скуку.  Закрадывалась мысль, что автор нарочно над нами издевается, и я пыталась представить вальяжного Ширвиндта (которого мы видели перед началом), как он на все это смотрит и как к  творящемуся безобразию относится.
Потом я поняла: нет, не издевается, они действительно такими были - молодыми и не желающими укладываться в рамки. А сын Ширвиндта в пьяном виде лазил на крышу Архитектурного института и срывал оттуда красный флаг, так что вряд ли папа сильно возмущался творившимся на сцене.

А потом действие из богемной мастерской художника перенеслось в ресторан на Брайтон-Бич с его пошлым разудалым весельем, и пошлось была столь совершенной, что вызывала восторг и восхищение. А пьяная богема оказывалась ничем не лучше  обывателей родом из Одессы. И Вилли Токарев (настоящий!) был замечателен.
Кстати, о музыке. Спектакль оказался немузыкальным, и это было разочарованием. Музыка была представлена в основном хитами Брайтон-Бич ("Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой") и записью Высоцкого, оборванной на полуслове.

И вдруг ближе к концу спектакль резко поменял настроение. Надрывный эпатаж и разудалое веселье сменились острой и искренней тоской по потерянной родине. И на этой ноте спектакль кончился, но это еще был не финал.
В финале Михаил Шемякин вспоминал своих друзей, которых воссоздал в спектакле, и их судьбы. А на  сцену вместе с актерами вышли их герои. Момент, когда бывшая модель Елена Щапова, а ныне итальянская графиня обнимает артистку, игравшую молодую Лену Щапову... не могу объяснить, но было в нем нечто такое, что только ради него стоило провести  вечер в театре Стаса Намина.

А послевкусие точно совпало с окончанием спектакля, в котором было вот это



И вспоминая "Нью-Йорк. 80-е" я искренне порадовалась, что Михаилу Шемякину  удалось вернуться. И поблагодарила судьбу за то, что наши 80-е были очень разными: трудными, бедными, жестокими, несправедливыми - но мы были дома.
Какое же это счастье!

По традиции - немного фотографий.
Спектаклю предшествовала фотовыставка из личного архива Шемякина; герои и там и там были общими.

2.Танцор Барышников, Шемякин и Э.Неизвестный


3.Шемякин, Лимонов, его жена и модель Лена Щапова


4.Щапова. Эта сцена была в спектакле


5.


6.А это наши места, которые оказались очень интересными. На антресолях (которые дипломатично названы бельэтажем) расположены пульты звуковиков и осветителей, громадная "штанга" для съемки, а позади всего этого - три ряда кресел, где и разместили блогеров. Такое соседство с "изнанкой" спектакля придавало ему особое измерение. Как будто мы сами оказались почти его участниками. Да, в партере наверное видно лучше, но в партере сидели Ширвиндт и итальянская графиня... кто они и кто я...


7.Программка. Узнаваемый стиль Шемякина.


И напоследок - ссылки на два фильма, которые я вспоминала во время спектакля.

В 1986 году в передаче по ТВ с Г.Боровиком показали американский документальный фильм "Русские здесь" (у нас названный "Бывшие"). Часть героев фильма и спектакля совпадает, кого-то я даже узнала. И - да, ресторан на Брайтон-Бич...Ссылка на фильм

Бродского в спектакле не было, но не могу не вспомнить "Полторы комнаты" - один из лучших фильмов последних лет, где тема эмиграции... нет, ничего не буду говорить, лучше посмотрите, оно того стоит. Можно найти Вконтакте или, например, здесь Кстати, заголовок поста - парафраз Бродского...

Традиционное спасибо театру и mosblog




Tags: Октябрьская, культурное, театр, я блогер
Subscribe

Posts from This Journal “культурное” Tag

promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments