moscow_i_ya


Этот город наш с тобою

Фотоэкскурсии по Москве и вокруг


Previous Entry Share Next Entry
Zoom граффити-квест
moscow_i_ya


Эволюция московских граффити происходит  стремительно. Еще несколько лет назад граффити были уделом маргиналов, а об их художественная ценность была недоступна для непосвященных. Да и мало кто со стороны всерьез интересовался нелегальным творчеством, портившим стены. Потом, начиная с будок и окраинных пятиэтажек, постепенно началось развитие так называемых легальных граффити.
Перелом произошел летом 2013 года (если я немного ошиблась, знатоки меня поправят), когда огромные граффити начали буквально нашествие на центральные улицы Москвы. Было немало интересных, хотя и спорных работ, в Москве стали рисовать художники из разных стран, и буквально в считанные месяцы Москва встала в один ряд с признанными граффити-центрами мира.

В 2015 году тенденция вновь поменялась. Больших граффити вряд ли стало меньше, но их тематика поменялась, и большинство новых работ сейчас или рекламные, или пропагандистские. Началось закрашивание старых граффити, и вместо многих интересных работ сейчас мы видим чистые стены или нечто, на порядок менее интересное.

Казалось бы, граффити-взлет Москвы себя исчерпал, но... на смену легалу вновь пришел нелегал. Осенью 2015 года одна за другой стали появляться работы Zoom (настоящее имя и биографические сведения мне неизвестны).
О его небольших работах не писал только ленивый. Я оставалсь в числе лентяев, пока не наткнулась случайно на первую большую легальную работу Zoom - граффити-портрет Варлама Шаламова. После этого стало интересно, и в следующие выходные мы прошлись по району, где больше всего работ Zoom - примерно между Серпуховской площадью и Серпуховской заставой, между Дубининской и Люсиновской улицами, плюс две работы сравнительно недалеко от нашего района.

Я хотела привести наш маршрут, однако за неделю, прошедшую после нашей прогулки, появилось две работы, о которых я на момент прогулки не знала, одну мы не нашли из-за неверного адреса, одну случайно пропустили, одна работа оказалась уничтоженной. Поэтому я просто покажу то, что мы увидели (в порядке осмотра, который не всегда оптимален), а заодно пару других граффити, встретившихся на нашем пути.
Работы Zoom совсем небольшие, и я опасалась, что мы их не найдем, но они расположены так удачно, что обнаружить их труда не составляет. Однако как правило я делала фото окрестностей, чтобы был понятней размер и контекст размещения граффити, а также, чтобы облегчить процесс поисков тем, кто захочет пройти по нашим следам. Если пойдете, рекомендую воспользоваться более фундаментальными, нежели мой, источниками информации, которые приведу в конце.

2.Ленинский проспект, дом 1. Роберт Де Ниро в  фильме "Сердце ангела": Граффити с призывом "Пожалуйста, будь добрее", у Zoom несколько, причем персоналии героев, в уста которых вкладывается этот призыв, достаточно специфичные (скажем, так)


3.



4.Дубининская улица, 41,"Сказительница" из фильмов Александра Роу (актриса Анастасия Зуева)


5.


6.1-й Щипковский пер., 26. Поминки по дому Тарковских.
Инсталляция стоит на пустыре, где с 1870-х по 2004 год стоял дом, где жил кинорежисёр Андрей Тарковский и его семья. Арт-объект, представляет собой вырезанные из фанеры фигуры с нанесённым на них изображением главных героев фильма "Сталкер" - Профессора (Николай Гринько), Сталкера (Александр Кайдановский) и Писателя (Анатолий Солоницын). Была еще и собака, но сейчас ее уже нет.


7.На этом месте уже давно обещают восстановить дом, создать культурный центр и пр....


8. Улица Щипок, дом 8. Сэмюэль Джексон  и Джон Траволта  из фильма "Криминальное чтиво"


9.Тот же адрес, тот же забор. Никулин-Вицин-Моргунов (Трус-Балбес-Бывалый) в стереоочках


10.


11.Вот таких граффити-физиономий мы видели штук пять, не меньше. Мода последнего времени - художник оставляет свой граффити-"автограф"


12. А это привет от граффити двухлетней (и даже меньше) давности. Большаz Серпуховская улица, 19/37 (угол со Стремянным переулком, в который и смотрит граффити) работа испанца Ricardo Cavolo, сентябрь 2014.


13.Вот слова автора работы:
"Я хотел сделать что-то связанное с российской культурой. Вот почему я решил нарисовать портрет русской принцессы. Она, как представитель российской молодежи, освещается солнцем - символом позитивного будущего.В основании работы изображен большой медведь, символизирующего древнюю Россию. Вся картина изображает путь в будущее для российской молодежи, в то же время с сохранением культурной ценности и осознанием собственной истории. А движение вперед визуально строит красивый путь в будущее".


14. Люсиновская улица, 31. Алексей Смирнов - Федя из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика":


15.


16. Еще один вариант парочки из фильма "Криминальное чтиво": Двор находится непосредственно за домом, где сделано предыдущее фото, другой стороной выходит на дом 36 по Б.Серпуховской улице


17.То, что осталось от уничтоженного граффити по адресуБ.Серпуховская ул., 50.


18.2-й Донской проезд, дом 7


19.


Напоследок выскажу свое субъективное мнение об увиденном. Интересно, креативно, производит впечатление как акция с понятным эмоциональным посылом. Но... произведением изобразительного искусства вряд ли является. "Зацепила" единственная работа - поминки по дому Тарковского. О потенциале Zoom можно судить по его легальному портрету Шаламова, и мне кажется, что этот потенциал есть.
Но вот удастся ли его реализовать в современной Москве?

Карта
Источники. Блог serge_elephant по тэгу zoom, прежде всего, постоянно пополняемый дайджест работ Zoom
Обзор граффити 2015 года в двух частях от Василия П., он же Юрий Сергеевич: Часть 1, часть 2



Featured Posts from This Journal

  • Портрет граффити в интерьере

    Создавать миры - прерогатива божества, не так ли ? Поэтому меня смутила будка. Какой мир можно слепить из будок ? Из обсуждения граффити в сети…

  • Московские граффити: виртуальная экскурсия

    За последние несколько лет граффити Москвы превратились из разновидности вандализма и развлечения маргинальных подростков в одну из важнейших…

  • Паша 183 в Черкизове

    Это была странная прогулка. Граффити Паши 183 после выставки мы пошли смотреть на местности: числом пять они разбросаны по дворам в сравнительно…


promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 28
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…

  • 1
Неважно, к какому виду искусства мы это пристроим. Граффити - показатель жизни города. Это уже осмысленное высказывание, эстетически осмысленное. Не пятно на стене.
Оберегать, поддерживать, ценить. Просто радоваться.

Если речь идет о таких граффити, то согласна.
Но иногда это скорее мазня, пачкающая стены.

""Спи, глазок, спи, другой!" А про третий-то и забыла":-) Будто читал испанский художник сказку "Крошечка Хаврошечка" :-)

Я сначала, увидев испанскую фамилию, решила, что это галлюцинации кого-то, кто наелся мексиканских кактусов.

Хорошо прошлись. Здорово что рисунок с Де Ниро ещё живой, в той стороне давно не был. Спасибо за ссылочку на меня. )

Ну а как же без ссылочки :)
Уже оформляя пост, увидела, что мы пропустили один адрес - на Б.Серпуховской, 44 . жаль.
Второй раз вряд ли выберемся.

Русская принцесса изумила количеством глаз))) Граффити в большинстве своем интересные. Надо будеит мне по Кельну пройтись с той же целью.

Да, когда научишься замечать граффити, открывается масса интересного

О принцессе Трёхглазке и кое-чём другом

Спасибо за этот обзор.
Мне он особенно ценен по причине того, что я давным-давно не бывал на своей «малой родине» в тех краях (в последние годы по причине старческих хвороб, буквально приковавших меня к стенам квартиры).
Тем более, что я совсем недавно читал об уничтоженных работах Zoom’а в родном Замоскворечьи - http://cr2.livejournal.com/486632.html.
Простите великодушно, но не могу удержаться (не в укор Вам, а «токмо истины ради») от маленького топографического занудства к пояснению при снимке №12:
Улица Щипок нигде не пересекается с Б. Серпуховской, а посему нет ни у одной из них общего угла.
Рисунок, продублированный на фото №13, невозможно увидеть с ул. Щипок, потому что он сделан на глухом торце дома №19, строение 3, в Стремянном переулке - https://maps.yandex.ru/213/moscow/?clid=9403&ll=37.626293%2C55.743162&z=17&l=stv%2Csta&poi%5Bpoint%5D=37.629418%2C55.762441&panorama%5Bpoint%5D=37.626914%2C55.726864&panorama%5Bdirection%5D=230.177648%2C2.374321&panorama%5Bspan%5D=130.000000%2C62.492094.

И ещё небольшое дополнение (чисто топографическое – для тех, кто там не живал) к фото №11:
Тут фрагментик ветшающей на глазах Александровской больницы на улице Щипок (https://maps.yandex.ru/213/moscow/?clid=9403&ll=37.626293%2C55.743162&z=17&l=stv%2Csta&poi%5Bpoint%5D=37.629418%2C55.762441&panorama%5Bpoint%5D=37.630679%2C55.726058&panorama%5Bdirection%5D=204.276320%2C0.565340&panorama%5Bspan%5D=130.000000%2C62.492094), которая когда-то знавала лучшие времена - https://pastvu.com/p/538.
Правда, эта когдатошняя больница, чей фасад выходит на ул. Щипок, числится как дом №27, строение 1, по Б. Серпуховской ул. Вот какие «географические новости»© (нечётный номер на чётной стороне красной линии ул. Щипок) случаются по причине непостижимого уму простых смертных топографического кретинизма муниципальных чиновников совковых времён, которым было глубоко наплевать на логику нумерации домов на улице Щипок по красной линиям чётной и нечётной сторон – например, вслед за последним нечётным номером 13 возник (после сноса старых дореволюционных строений) на нечётной же стороне дом №42, который несколько десятилетий назад был построен поперёк устья Б. Пионерской улицы, уничтожив собой Т-образный перекрёсток Щипка и Б. Пионерской ул, по которой и был пронумерован как №42.
А «логика» ответственных за территориально-административное деление чинуш была проста как дуб – уж коль скоро бывшая Александровская больница была отдана в 1936 г. в качестве лабораторного корпуса Всесоюзному институту экспериментальной медицины (впоследствии Институту хирургии им. А.В. Вишневского, подробнее о чём вот тут http://www.vishnevskogo.ru/about/the-history-of-the-institute), чей главный офис находится в доме №27 на Б. Серпуховской, то и быть дому на чётной стороне Щипка «задворочным» придатком института под «титульным» номером главного офиса на другой улице.



Edited at 2016-02-07 06:38 am (UTC)

Re: О принцессе Трёхглазке и кое-чём другом

Спасибо за поправку, уже исправила, невнимательно на карту посмотрела, увы.
Больница - да, у ужасном состоянии.
А вы не знаете ничего про дам с майоликой по улице Щипок, 18? Очень красивый дом, нашла только фамилии архитектора и художника.

(Deleted comment)
Де Ниро еще есть, отлично)

Работы действительно яркие, креативные, со смыслом и интересные. Похожих в Москве нет и не было. Но что должно быть в работе, чтобы она была "произведением искусства"? Обязательно ли много красок и большая стена?
А легал с Шаламовым - как раз обычная работа, каких в городе много (было много, до закраса). Да, не плохая, но загнанная в рамки заказчика и потерявшая от этого "авторскую изюминку". Это всё равно что Балабанов после своих бессмертных фильмов бы снял бы что-то про обычную жизнь какого-нибудь офисного центра.

Да, соотношение легала и нелегала - больная проблема.
Я не искусствовед и не уверена, что обладаю хорошим вкусом. И - да, ограничения легала чувствую. После работ Паши 183 мне легал стал как-то.... не очень интересен.
Но вот в работах Zoom мне чего-то не хватает. Размера? Красочности? Выразительности? Не знаю.

С удовольствием просмотрела, спасибо. Это моя родина - я выросла на Павловской улице, которая сливается у Чернышевских казарм с Большой Серпуховской. Подростком на Щипок ходила в керосиновую лавку. А разве там музея Тарковского нет? На пустыре инсталляция - выпивка на троих впечатляет. Все собираюсь там рядом посетить музей Есенина. Какие люди вышли из наших краев.

Для smolta:
Уважаемая Татьяна, память Вас немножечко подводит – не было никаких керосиновых лавок на ул. Щипок. Утверждаю это как давний абориген тамошних мест, живший в доме 13/15 по 1-ому Щиповскому переулку в 1940-1977 гг. и ежедневно ходивший, начиная с 1947 г., через Щипок в школу №524 в Малом Строченовском переулке. Насельники Щипка и его окрестностей ходили за керосином (а также за нафталином от моли, синькой для стирки, свечами, фитилями для керосиновых ламп и керосинок, а также за разными другими прочими товарами «специфической ориентации» вроде пятновыводителей и затаренного в мелкие стеклянные ёмкости бензина для зажигалок) в керосиновую лавку в Стремянном переулке (между Плехановским институтом и Большой Серпуховской) вот тут - http://retromap.ru/m.php#l=051952&z=18&y=55.726902&x=37.627591.
Ближайшая к Чернышевским казармам точно такая же одноэтажная скромно-размерная отдельно-стоящая «керосинка» была в самом начале 1-ого Щиповского переулка, вот тут - http://retromap.ru/m.php#l=051952&z=17&y=55.721464&x=37.628868. Я чаще всего именно в неё хаживал в детстве за керосином для нашей керосиновой «плитки» (потом её заменил примус, который в свою очередь заменил мощно/быстро разогревательный и страшно шумящий керогаз).
Помню дежурную пошутилку тамошней ребятни: забежать с компанией сверстников в керосиновую лавку и громко завопить, обращаясь к продавцу (почему-то женщины в керосиновых лдаках не торговали) – «Дядь, почём халва?!», ткнув пальцем в огромный куб оконной замазки, которая и по размерам, и по цвету весьма походила на халву, продаваемую «на развес/отрез» в кондитерском отделе «ильичёвского магазина.
P.S. Что же касается ///Какие люди вышли из наших краев///, то дополню список знаменитостей из тех же краёв Андреем Вознесенским (о чьих подростковых стихах одобительно отозвался Борис Пастернк, что послужило в конечном счёте причиной того, что Андрей после окончания Московского архитектурного стал не архитектором, а поэтом), который был, между прочим, одноклассником гениального кинорежиссёра Андрея Тарковского в бытность его учеником школы №554 в Стремянном переулке.
Жил же культовый поэт 1960-х гг. А. Вознесенский в детстве, отрочестве, юности и студенчестве в доме №11/13 по 2-ому Щиповскому переулку вот тут - http://retromap.ru/m.php#l=051952&z=17&y=55.722509&x=37.630885 (этот пятиэтажный дом виден в левой части кадра фотографий на https://pastvu.com/p/271710 и на https://pastvu.com/p/271711.
А ещё из «наших краёв» вышел удивительнейший человек, учившийся в той же школе №554 в Стремянном переулке (ныне это школа №1060) всего лишь тремя классами моложе по сравнению в двумя Андреями – Тарковским и Вознесенским. Я говорю про отца Александра Меня – см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D1%8C,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

Граффити граффити рознь! Есть просто прекрасные творения!

Конечно!
Но похоже творчество Zoom вы к ним не относите..

  • 1
?

Log in

No account? Create an account