Сергей Лучишкин. Шар улетел
(Материал для проекта "Слово в искусстве.Блогеры Живого Журнала рецензируют произведения современного искусства из собрания Третьяковской галереи")
1926 год, бурное время для отечественного изобразительного искусства: на повестке дня абстракционизм, супрематизм, кубизм и прочие -измы в составе русского авангарда.
Википедия характеризует Сергея Лучишкина как участника наиболее радикальных художественных экспериментов 1920-х годов. Он входил в художественную группировку, для членов которой характерно воспевание советской действительности с использованием приемов современного европейского экспрессионизма (снова привет Википедии). Но прославился он единственной картиной, написанной в 24 года. Картина эта не укладывается ни в рамки художественных экспериментов, ни в бравурное воспевание действительности. Честно говоря, при всей своей кажущейся простоте, она вообще ни в какие рамки не укладывается.
Нависающие громады домов. Хмурое небо. Асфальтовый двор. Голые палочки деревьев. На всю грязно-серо-бурую действительность - два маленьких, но ярких пятнышка, разделенных пространством картины - девочка в голубом платье и красный шарик в небе.
Картина эта - своего рода тест: в ней каждый видит своё. По словам художника, одни говорили ему: «Как вам удалось раскрыть такой оптимистический мотив – утверждение мечты и радость жизни», а другие: «Какая безысходность огорчения от уходящей, исчезающей мечты».
А сам художник много лет спустя писал о ней так: «Сюжет этой картины возник как бы изнутри от смутного чувства утраты желаемого, столь часто охватывающего нас в детстве, и, увы, сопровождающее нас всю жизнь. Это боль потерь и в то же время радость оставшегося в сознании образа сливается воедино.А как именно это удалось мне выразить, остается тайной и для меня. Но таково творчество».
Таковы первые впечатления от картины. Но если рассмотреть ее внимательно, то откроются странные детали. В окнах домов видны кусочки чьей-то жизни. Кто-то смотрит в окно, кто-то его открывает. А в окне предпоследнего этажа правого дома... болтается повешенный. Вот такой "оптимистический мотив....".
Такое чувство, что в этой картине молодому 24-летнему художнику удалось заглянуть далеко вперед во времени. Мы-то знаем, сколько страшного ждало людей из 1926-го...
А Сергей Лучишкин прожил долгую и вполне благополучную на фоне своих сверстников жизнь. И свои воспоминания, написанные на склоне лет, назвал: "Я очень люблю жизнь".
Я надеюсь, что к концу жизни к нему, как в песне Булата Окуджавы, вернулся красный шарик, выпущенный рукой молодого художника из унылого московского двора.
Использованы материалы беседы с генеральным директором Третьяковской галереи Ирины Лебедевой на радио Эхо Москвы