moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Музей Маяковского: "Гениальный музей" 1989 года

Знаете ли вы, что музей Маяковского - на четвертом месте по посещаемости иностранцами в Москве (по некоторым данным, впереди Третьяковки). И не зря...
Так получилось, что я была в музее Маяковского без фотоаппарата. Поэтому вместо фоторепортажа здесь будут фрагменты из замечательного текста Григория Ревзина Музей довольно острого мгновенья .

В Москве есть хорошие музеи, а есть один гениальный. Маяковского. Это единственный в мире музей про то, как поэзия трансформирует физическое пространство... Музей — четыре этажа тотальной инсталляции...вы поднимаетесь на четвертый этаж к комнате поэта и потом широкими пандусами спускаетесь обратно, проходя через различные миры... в этом музее дело выглядит так, будто русский авангард вовсе не прекратился в 1930-м, но продолжал себе жить как мощное мировое художественное течение вплоть до 1989 года.
В музее отменены вертикаль и горизонталь, предметы — стулья, столы, водосточные трубы, штыки, бюст Ленина — реалии стихов Маяковского — плавают в невесомости, будто морфемы в смысловом поле, еще не скрепленные грамматикой и синтаксисом высказывания. Силу тяготения заменяют пространственные линии — строчки, которые ухватывают смыслы и выстраивают из них пространство так, как строится стих...
Я подумал, что, в сущности, дело не в Маяковском. Это музей 1989 года — музей перестройки. И это очень в нем ощущается... Там как-то так получается, что главный враг Маяковского — командно-административная система, как это тогда называлось, душащая живые силы революции и авангарда, и она-то и привела поэта к финальному выстрелу.
Это было 25 лет назад, и насчет идей все понятно. Но какой невероятный драйв! Какая сила эмоции, какая уверенная свобода языка! Можно представить себе, чтобы кто-нибудь себе поставил сегодня такую задачу — структурировать физическое пространство поэзией?
...Всего-то 25 лет назад мы могли делать вот так. И, глядя на все это, ты вдруг понимаешь, что произошло с того времени. Нет, это не апофеоз советской цивилизации, не авангард, не Сталин, не Хрущев — это только что было, люди все живы. Но это высказывание стадиально иной цивилизации...
Товарищ Сталин удушил русский авангард — так чтобы душить, надо знать кого. У нас было искусство невероятной силы, и его никто не душил. Оно как-то рассосалось, и мы этого не заметили.


Что можно добавить к этому? Наверное неслучайно музей одной революционной эпохи появился в другую революционную эпоху и стал памятником не только Маяковскому и его времени, но и странному времени несбывшихся надежд, кульминацией которых стал год 1989. Времени, когда цензурных и прочих ограничений уже не было, а деньги на культуру еще были.
Кстати, среди создателей музея - художник Иван Лубенников, создатель моей любимой станции метро Сретенский бульвар
Но все проходит. Более того, память о прошедшем иногда оказывается... то и опасной, то ли просто "вне дискурса". А может быть все проще: четыре этажа огромного здания по соседству с Лубянкой и Старой площадью - слишком ценный актив, чтобы отдавать их давно умершему поэту.
Версий происходящего немало. "В сухом остатке" - закрытие музея на капитальный ремонт не ранее весны 2013 года, а также увольнение директора. Ремонт то ли категорически необходим, то ли без него можно обойтись. Дальше то ли восстановят старую экспозицию, то ли сделают музей авангарда. Причиной тому - то ли близость ФСБ, которая хочет "зачистить" пространство вокруг Лубянки, то ли желание Дарьи Жуковой получить под свой Гараж место лучше нынешнего, в Парке Горького. Ну и так далее.
Еще один из авторов нынешней экспозиции, Тарас Поляков, считает:
Цель новых Геростратов — создать примитивный аналог «Центра Помпиду»: развесить в пространстве музея, освобождённого от уникальных музейных инсталляций, основой которых являются мемориальные предметы, картинки на тему «русский футуризм». Ничего нового они не могут придумать. О таком музее мечтали те, кто до сих пор сохраняет ненависть к нынешней экспозиции. Противники музея мечтали об этом двадцать лет.
Интересно также мнение беззвестной словоохотливой служительницы в одном из залов, которая считает: Капков (глава Департамента культуры) сказал: кто такой Маяковский? Зачем ему такой большой музей? По данным смотрительницы, Капков сравнительно недавно был в музее вместе с Ксенией Собчак, которая надела очки, чтобы остаться неузнанной, но ее все равно признали.
В общем, версий немало. Мне же кажется, что независимо от того, какая из них верна, дело все-таки в том, что наступают времена, когда память о некоторых периодах прошлого... ну скажем так: неуместна. Лучше от нее избавиться под благовидным предлогом.
Поэтому я не верю в благополучную судьбу музея Маяковского. Спешите видеть, пока цел.

Постскриптум. После первого визита в музей я не выдержала и все-таки сходила еще раз, с фотоаппаратом. Результаты отражены здесь: Музей Маяковского. Вверх и Музей Маяковского. Вниз
Tags: Лубянка, музей, сюжет
Subscribe
promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments