moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Серебрякова: выставка длиною в жизнь



Простите, я не буду вам рассказывать о выставке Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее. Все, что я могу сказать, это то, что пойти туда стоит тем, кто неравнодушен к искусству, что работает она до 30 июля, а билеты надо покупать заранее.

Я просто попытаюсь вам рассказать о Зинаиде Серебряковой так, как ее понимаю, как пытаюсь прочесть ее жизнь и судьбу по картинам уже много лет, с тех пор, как давным-давно, еще девочкой, посмотрела в глаза одному из ее автопортретов (к сожалению, его на выставке не было). Я пыталась осмыслить ее жизнь, бродя по выставке, вновь и вновь глядя в глаза художнице, ее мужу, детям... Осмысленным постараюсь поделиться с вами. Известных картин не будет, что смогла, нашла в сети, остальное будет с фотографиями, сделанными на выставке (все-таки хорошо быть блогером! спасибо moscultura и Михаилу tushinetc).

Мне кажется, она никогда не считала себя "настоящей" художницей. Любимая и любящая жена, мать четверых детей - это было для нее главным. По-моему, достаточно посмотреть в глаза счастливой женщины, ждущей первенца, и это сразу станет понятно (картина ранее практически не выставлялась, rijka, не пропустите)


Систематического художественного образования она не получила, но в ее семье Бенуа-Лансере почти все были причастны к изобразительному искусству. Наверное, ее главным учителем была семейная атмосфера. Но мужем ее стал, хотя и родственник (двоюродный брат), но представитель совсем другой профессии, инженер Борис Серебряков.
2.


Это была очень счастливая, но к сожалению, недолгая любовь. Мне кажется, она читается и в этом автопортрете-наброске, где  обнимающий ее муж только угадывается
3.


Что может рисовать молодая женщина, которая проводит почти всё время в деревне? Себя любимую, детей, крестьян,  природу.  Один из ее автопортретов ("За туалетом") приобретает Третьяковка, и 25-летняя художница получает известность.

Виртуозы, технари, мастера «Мира искусства» выискивали для своих сюжетов нечто фантастическое, великолепное, театральное. А Зинаида Евгеньевна счастливой пригоршней черпала самую незатейливую жизнь. И чем она была незатейливей, тем более чистыми и яркими выходили ее героини и герои. Счастье, обыкновенное, человеческое, было ее творческим камертоном. (Борис Рыбаков)

Ее автопортреты очень разные, но на фотографиях она почему-то ни на один из них не похожа.
4.


5.


5а.На картине надпись, из которой понятно: мальчик заснул, а проснулся больным, он заболел скарлатиной


5б.Спящие дети - лучшая модель


Все кончилось в 1919 году, когда 35-летняя женщина лишилась мужа (он умер от тифа) и любимого имения в Харьковской области. Живопись оказалась единственной возможностью кормить семью: четверых детей и престарелую мать.

«Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, и я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль, и слезы... Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства...». (З.Серебрякова в 1920 году)

После страшного времени в Харькове семье удалось перебраться в Петроград, где тоже было голодно, но была поддержка родственников и призрачная возможность зарабатывать (в качестве оплаты за портрет получая обычно еду или одежду).
Вот автопортрет, сделанный в Петрограде. Серебрякова молода и красива. Изменился взгляд. А еще - тень улыбки, котолрая будет повторяться и на поздних автопортретах. Ничего общего со светящимся радостью лицом прежней Серебряковой: улыбка - то ли маска, то ли дань вежливости
6.


7.Дочка Таня пошла учиться балету - и возник светлый, почти воздушный "балетный" цикл. Мне кажется, что у всех балерин на этой картине лицо дочери. Или хотя бы ее черты.


В 1924 году, получив заказ во Франции, Серебрякова уезжает туда работать. Как оказалось, навсегда. Через несколько лет двоих детей удалось отправить к матери, разлука с остальными длилась около сорока лет...
Ее жизнь во Франции была нелегкой. В модные тенденции не вписывалась, заказов мало, родина и близкие далеко.
И все та же полуулыбка на автопортрете. И не скажешь, что ей уже за шестьдесят.

Мама никогда не любила сниматься, и я не представляла себе, как она теперь выглядит, и была обрадована, увидев, что она до странности мало изменилась. Та же челка, тот же черный бантик сзади, и кофта с юбкой, и синий халат, и руки, от которых шел какой-то знакомый с детства запах масляных красок. (Т.Б.Серебрякова о встрече с матерью после многолетней разлуки)
8.


К концу жизни была и встреча с выросшими детьми, и начало той славы, которая ждала ее работы после смерти.
Закончу портретом Сергея Лифаря, написанном в 1961 году. Серебряковой 77 лет.  Ох, как непрост этот портрет...
Вам никто не чудится за этим пристальным взглядом и странной полуулыбкой?
9.


Вот такая непростая жизнь... Прикоснитесь к ней, пока есть такая возможность.

Tags: Третьяковская, культурное, музей, я блогер
Subscribe

Posts from This Journal “музей” Tag

promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments