moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Category:

Москва, которой не было: водная часть

Оказывается, в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года была грандиознейшая водная часть, реализованная только частично. В ленте нашелся пост, где подробно описываются эти гигантские планы. Комментарии с подчеркиваниями - мои, я пыталась разобраться, что реализовано. а что - нет. Уточнения и исправдления приветствуются!

Оригинал взят у yosha_orlow в Москва порт пяти морей и планы обводнения Москвы

Когда-то давно я обнаружил на Ретрокартах план 1935 года, который меня удивил обилием каналов. Сейчас я нашел книгу, к которой эта карта была приложена. Это Генеральный план реконструкции Москвы 1936 года издания. Книга чрезвычайно интересная. Хорошо что всем планам из не суждено было сбыться, но часть все же реализовалось.

В частности были построены Северный и Южный речные Вокзалы. Восточную гавань в районе Новогиреева и восточный и северные каналы не построили.Они должны были пройти через Тимирязевский парк, Останкино и Кусково. На месте Погоно-Лосиного острова должно было быть Ичкинское водохранилище. На месте современных Золотых Ключей за Поклонной горой должно было разлится Сетуньское водохранилище. А на юге вдоль Окружной дороги должны быть построены спрямления для разгрузки центра от транзита судов. Все это делалось что бы превратить Москву в Порт Пяти Морей - фраза ровно из генплана. К Моменту написания был готов только канал Москвы.

Надо сказать что Москва-река и Яуза какой мы его знаем это собственно реализация этого плана. Да и этот план в целом влияет на нашу жизнь до сих пор.

Ниже цитата из книги про проект обводнения Москвы. Иллюстрации оттуда же


Совершенно изменит весь облик Москвы осуществление намеченного в перспективе грандиозного плана обводнения города.
Заканчиваемое в ближайшие годы строительство канала Волга — Москва, одновременно разрешающего вопросы водоснабжения, обводнения и судоходства, позволяет наметить сооружение ряда каналов и водохранилищ, образующих вокруг Москвы два больших водных кольца, спрямляющих извилины Москва-реки, позволяющих реконструировать реку Яузу и открывающих возможность использовать значительные водные поверхности для судоходства, спорта и отдыха трудящихся.
Предусмотрено сооружение:

  • Химкинского водохранилища в северо-западной части города вдоль Ленинградского шоссе от села Химки до села Никольское (сделано);

  • Хорошевского канала, спрямляющего Москва-реку у Хорошевского Серебряного Бора (сделано, благодаря спрямлению, Серебряный бор прекратился в остров);

  • Андреевского и Дорогомиловского каналов, спрямляющих Москва- реку у Дорогомиловской луки и в Замоскворечье (нет);

  • Карамышевского спрямления (сделано, русло без спрямления образует остров Мневники);

  • канала от Химкинского водохранилища до реки Яузы, проходящего по северным районам города (через Тимирязеве — Останкино) (нет).

Одновременно предусмотрено реконструировать реку Яузу, проходящую по территории города на протяжении 10 км и представляющую в настоящее время открытую сточную канаву глубиной в 10—40 см, где количество сточной жидкости в 6 раз превышает количество проточной воды. В результате обводнения из Химкинского водохранилища и прекращения спуска сточных вод река Яуза превратится в чистую реку, проходящую через цепь парков и доступную для мелких речных катеров (насчет чистоты большой вопрос, но Яуза стала более полноводной).

На восточном берегу Химкинского водохранилища намечено устроить северный порт, а в районе Хожухова (Кожухова?)— южный порт (сделано).

Система канала Волга — Москва будет также широко использована для создания обширных водных бассейнов в районах пригородных парков и превращения их в районы отдыха для трудящихся Москвы.

Схемой планировки предусмотрены также большие работы по обводнению Москвы.

Основой обводнения города служит осуществляемый канал Москва — Волга. Влиять на планировку Москвы и пригородной зоны этот канал начинает уже с Клязьминского водохранилища, большая водная поверхность которого (1490 га) дает широкие возможности для развития водного спорта.

В восточной части Клязьминского водохранилища, на расстоянии одного километра от плотины, берет начало восточный судоходный канал, откры-
вающий судам, преимущественно грузовым, прямой путь с севера к основным юго-восточным промышленным районам, без прохождения их по Москва-реке в городской ее части. Это сокращает пробег флота, а Москва- река в черте города предохраняется от загрязнения и загромождения грузовыми судами. Канал выходит на Москва-реку к Южной гавани, проектируемой на месте Сукина болота. Общая длина канала — 40 км (с учетом комментария от spjasshka : канал частично реализован, но не как судоходный, а как канал для переброски питьевой воды для Москвы: начинается от Учинского водохранилища,  поселок Акулово, интереснейший анклав Москвы из 13 домов и школы, и приходит через лес, Королев, Балашиху к водозаборной станции поселка Восточный; когда-то мы его существенную часть прошли).

Основной судоходный канал начинается в западной части Клязьминского водохранилища и образует у города громадное Химкинское водохранилище с площадью водной поверхности в 320 га (сделано, площадь около 400га). На этом водохранилище вдоль Ленинградского шоссе устраивается северный водный пассажирский вокзал города и располагаются грузовые пристани. В южной части водохранилища организуется обширная водная спортивная база, примыкающая к парку Покровское-Стрешнево (практически все сделано).

Из Химкинского водохранилища судоходный канал посредством двух шлюзов спускается к Москва-реке на отметку 126 м. Для создания этого уровня воды и для прохода судов сооружается Карамышевская плотина, и Москва-река спрямляется у Хорошева и Карамышева (все сделано).


В пределах центральной части города создается один уровень воды на отметке 120 м, позволяющий установить сквозное движение от Перервы до Карамышева. Этот уровень воды получается в результате сооружения Перервинской плотины и одновременной ликвидации Бабьегородской плотины (сделано; Бабьегородская плотина находилась недалеко от нынешнего Церетелиевского Петра).

На участке водного пути с отметкой 120 м для обеспечения прохода высокогабаритных судов запроектированы два спрямления: Андреевский канал длиной в 4,6 км, отводящий движение от центральной луки Москва- реки в Замоскворечье, и Дорогомиловский канал длиной в 2,2 км, спрямляющий реку у Дорогомиловской луки (нет).

Эта система каналов вокруг Москвы образует большое водное кольцо, пригодное для прохода больших по высоте, длине и осадке речных судов.

Одновременно создается второе внутригородское водное кольцо для мелкого судоходства и обводнения города. Это кольцо охватывает город с севера. От Химкинского водохранилища по северным участкам города прокладывается до Яузы канал длиной в 10,5 км (нет). Продолжением этого кольцевого пути на протяжении 10 км служит реконструируемая Яуза. Кольцо замыкается Москва-рекой выше Карамышевской плотины, шлюзованным участком канала Москва — Волга и Химкинским водохранилищем.

Река Яуза расширяется до 20—25 м (существующая ширина ее водной поверхности колеблется от 8 до 16 м), и минимальная ее глубина доводится до 2 м вместо теперешних 10—40 см (сделано частично).
На всем протяжении берегов Москва-рекп, Яузы и водоотводного канала устраиваются асфальтированные и озелененные набережные шириной в 40—50 м для Москва-реки и в 25—30 м для Яузы и канала (до сих пор полно участков без набережных).

Берега облицовываются гранитом и камнем.

Из 64 км берегов Москва-реки между Шелепихой и Кожуховым до революции облицовано песчаником 4,5 км. За 1932—1934 гг. облицовано гранитом 6,5 км, 12 км покрываются гранитом в 1935 г. Таким образом на Москва-реке остается построить около 46 км набережных, включая перестройку старых набережных из песчаника.
Берега Яузы нуждаются в облицовке на протяжении 20 км от устья до Сокольников, а берега водоотводного канала — на протяжении 8 км.

Все эти работы на набережных намечено осуществить в ближайшие три года.

Превращение Москва-реки путем обводнения в судоходную требует перестройки части существующих мостов для пропуска больших судов. Городские мосты должны допускать проход судов высотой до 8,6 м от уровня реки. Переустройству подлежат мосты Устьинский, Новоспасский и мост Московско-белорусско-балтийской железной дороги (сделано). Они будут подняты. Заново будут перестроены Каменный, Крымский, Москворецкий и Краснохолмский мосты и соответствующие мосты через водоотводный канал(сделано). Эти работы предусмотрено выполнить в ближайшие три года.

Кроме того для новых магистралей города запроектировано построить за десятилетие новые городские мосты: от Лужников на Ленинские горы в новый юго-западный район (сделано; метромост), два моста через Москва-реку и водоотводный канал на продолжении Бульварного кольца в Замоскворечье(по-видимому, нет) и мост для соединения Пролетарского района с Кировским (?) . Намечено также перестроить деревянный Даниловский мост (нынешний Автозаводский мост?).

После реконструкции Яузы и проведения спрямляющих каналов намечено в дальнейшем переустроить и построить вновь ряд мостов на Яузе и на новых каналах.

Tags: водное, гостевой пост, ретро
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments