
В череде парков и новых зданий вдоль Ленинградского проспекта вдруг мелькает что-то нестандартное. Чем не повод поехать посмотреть? А заодно взглянуть на корабли, наверное, в последний раз в сезоне. Так и получилась наша прогулка.
История Никольской земской больницы вряд ли чем-то особенным примечательна. Но меня она тронула, возможно покажется интересной и вам (кому захочется подробностей - я их брала отсюда, там еще немало интересного). Стало жаль, что мы не увидели всего, что оказывается еще можно увидеть. Надо бы приехать еще. Если успеем...
Но сначала корабли и парк Речного вокзала
2.У причалов кораблей уже нет, два теплохода стоят у противоположного берега

3.Толкач с баржой - посередине водохранилища

4.На территории пассажирского вокзала остались только прогулочные теплоходики в самом углу.

5.За забором грузового порта однако немало теплоходов. Но не очень-то их разглядишь из-за забора

6.

7.А осенний парк хорош...

8.

9.Офисное здание московского речного пароходства. Здесть, в офисе Мостурфлота более везучие, чем я, блогеры, отмечают новый год и участвуют в пресс-конференциях. А я отмечаю, что здание представляет собой неплохой образец модернизма (построено в 1981 году)

10.

И наконец мы вышли к зданию с верхнего фото. Оказалось, что оно построено в 1895 году для Никольской земской больницы. Больницу отстроили на 16-й версте Петербургского шоссе между селом Никольское (район современного Речного вокзала) и деревней Химки.
Штат новой больницы перешел из больницы, располагавшейся в селе Тушино Всехсвятской волости. Возглавил больницу ее строитель - молодой (1866 г.р.) врач Алексей Васильевич Иванов. Он учился в Харьковском, затем Московском университетах, откуда был отчислен «за беспорядки» (Иванов был членом студенческого народнического кружка). Московский Университет он окончил экстерном, работал в больницах Егорьевска и Мытищ, и наконец был назначен уездным земством врачом во Всехсвятскую волость. С Ивановым работали: старый земский школьный фельдшер Иван Васильевич Егоров, фельдшерица Иванова (однофамилица доктора) и акушерка Алексеева. Жалованье врача составляло 125 рублей в месяц, плюс разъездные (25 рублей независимо от поездок), и определенную сумму он мог тратить не предоставляя оправдательных документов. Фельдшеры и акушерка получали 37 рублей 50 коп., служители 16-18 рублей, сиделка 10-12, кухарка 6-7 рублей.
А.В.Иванов столкнулся с обычными проблемами, возникавшими перед земскими врачами с открытием больницы - недоверием к медицине крестьян, предпочитавших обходиться своими традиционными средствами (вспоминаем Чехова и Булгакова). Иванову удалось успешно бороться с предрассудками, и крестьяне все больше и охотнее стали посещать больницу. Она росла и расширялась.
С началом мировой войны, нагрузка на врачей резко возросла. В больнице был построен для раненых новый деревянный корпус, а в районе больницы была устроена система лазаретов. Лазареты были относительно небольшие, на 20-30 коек, как правило на предоставленных богатыми людьми дачах, и все их врачи должны были регулярно объезжать. В 1915 году по приглашению Иванова в Никольской больнице три месяца работал приехавший с фронта молодой зауряд-врач С.С.Юдин - впоследствии всемирно знаменитый хирург, академик. Он вспоминает, что прожил эти месяцы на квартире Иванова, ночуя на его плюшевом диване, с жадностью изучая врачебное дело, а по вечерам до глубокой ночи слушая рассказы доктора о его студенческих годах и товарища, земских врачах – которые уже на склоне лет знаменитый хирург воспоминал как «незаменимые уроки врачебной этики, морали и сознания долга».
В 30-е годы в районе обслуживания больницы начинается, с одной стороны, бурное промышленное развитие Химок, превратившихся в рабочий поселок, а затем город, с другой же стороны возникает система лагерей в связи со строительством канала Москва-Волга. Число штатных коек в больнице увеличивается более чем в 3 раза (с 30 в 1922 до 102 в 1935).
В ноябре 1941 года больница оказалась почти на передовой;был момент, когда раненые шли туда пешком.
В 1961 г. район вошел в состав Москвы, и больница стала городской. В этом качестве, она стала терять структуру многопрофильной сельской больницы. В 70-х гг. Больница имела 200 коек. Больницу, как она выглядела в те времена, можно увидеть в фильмах «Поворот» (с О.Янковским) и «Династия Бурыгиных» (с А.Вертинской).
Больница завершила свое существование в качестве медсанчасти завода «Авангард». В годы перестройки он собрался реконструировать старые здания и построить трехэтажный терапевтический корпус, но деньги, выделенные на это, исчезли. С упадком завода в в постсоветскую эпоху пришла в упадок и больница: в феврале 1994 года закрылся последний корпус, продолжавший использоваться по прямому назначению.
Последняя информация, которую удалось найти в сети: Архитектурный совет города Москвы одобрил проект строительства гостиницы на месте строений бывшей Никольской-земской лечебницы. А что, место отличное: парк, канал, аэропорт рядом... В 2015 году активистами общественного движения "Архнадзор" было подано в Департамент культурного наследия города Москвы заявление на придание Никольской-земской лечебнице статуса объекта культурного наследия. В начале 2016 года ведомство выпустило Приказ об отказе во включении корпусов лечебницы в Реестр памятников.
Однако здание в очевидно хорошем состоянии, явно недавно ремонтировалось.
Может быть, есть надежда?