Неслучайно размещаю этот пост в день защитника отечества. И не потому, что речь пойдет в том числе о боевых самолетах и крылатых ракетах. Мне кажется, главная защита отечества - это ее лучшие умы и их безграничная преданность делу.
На заглавном кадре - изящная конструкция, которую, надеюсь, еще помнит мое поколение: автоматический спускаемый аппарат, совершивший мягкую посадку на Луну. Мне кажется, он очень красив - той красотой, что свойственна техническим шедеврам.
Таких красавцев в музее НПО имени Лавочкина немало. Когда-то мы с замиранием читали о космических достижениях, теперь они полузабыты. И только увидев их в музейном зале, вспоминаешь наше славное космическое прошлое. А еще понимаешь, что настоящее и будущее у нашего космоса тоже, кажется, есть.
Музей произвел сильное впечатление именно благодаря пониманию тех простых вещей, о которых я пыталась сказать. Я постараюсь рассказать о нем - не столько о технике, сколько о людях и об истории страны. И в конце дам информацию, как попасть в этот замечательный музей: сложно, но реально.
А начнем мы с уже знакомой нам общедоступной аллеи трудовой славы
2.
3.
4.НПО ведет историю с созданного в 1937 году авиазавода
4а.Памятник военному истребителю ЛА-5 конструкции Лавочкина
5. Семен Алексеевич Лавочкин возглавлял ОКБ с 1945 года до своей смерти в 1960 году. Он умер от сердца в 59 лет прямо на испытаниях. Такие люди были...
В экспозиции его кабинет и модели созданных под его руководством самолетов и ракет
6.
7.В 50-е годы КБ занималось в основном проектированием ракетной техники, в том числе первой в мире сверхзвуковой крылатой ракеты "Буря". Внешне она похожа на известный всем "Буран" (но Буран - это совсем другая история)
8.Через несколько лет после смерти Лавочкина из КБ Королева (после нескольких неудач) были переданы разработки автоматических межпланетных станций. Именно они и составили славу КБ имени Лавочкина (правда об этом тогда никто не знал) и в основном представлены в экспозиции музея.
9.Имя Георгия Николаевича Бабакина малоизвестно. А он заслуживает славы, мне кажется, не меньше, чем Королев, будучи главным конструктором КБ имени Лавочкина с 1965 года и до своей смерти в 1971 году - в годы его самых громких достижений.
10.Как и Лавочкин, фактически сгорел на работе...
11.В январе 1966 года, Лунв-9 - первая мягкая посадка на Луну (посадочный модуль - см. фото 1)
12.Март 1966 года автоматическая межпланетная станция Луна-10 стала спутником Луны (и летая вокруг Луны передавала мелодию "Интернационала" для делегатов съезда партии; об этом нам рассказал экскурсовод)
13.Сентябрь 1970 года - Луна 16. Автоматический спускаемый аппарат достатвил на землю пробу лунного грунта.
14.Вот он: этот шарик побывал на Луне.
15.1970 год - Луноход-1 (проработал на Луне 10 месяцев) и 1973 год - Луноход-2 (проработал 4 месяца). На фото - подлинник третьего Лунохода (другие экспонаты - в основновном конструкторские или испытательные экземпляры), который на Луну не полетел (должен был полететь в 1977 году, но программу закрыли :(()
16.
17. Перенесемся с Луны на Венеру. 1967 год Венера 4 - первый управляемый спуск в атмосферу; за время спуска были получено больше данных чем было известно за предыдущие несколько тысяч лет.
18.1970 год - Венера 7 совершила мягкую посадку на Венеру. На фото - Венера 8 (спускаемый аппарат), совершивший посадку в 1972 году.
18.Радиолокатор станции Венера-15
19.1984. Спускаемый аппарат межпланетной станции Вега, исследовавший одновременно Венеру и комету Галлея
20.С Марсом успехи были не столь впечатляющие. Станция Марс-3 совершила мягкую посадку на планету, но передавала сигнал только 14 секунд. На фото более поздняя модель аналогичной конструкции.
21.А отечественные марсоходы остались только в концептуальных моделях... (По данным из комментариев, тот вариант конструкции, что слева, был создан и полетел, правда пус был неудачным и он сгорел в атмосфере Земли)
22.Межпланетная станция Фобос в 1989 году достигла орбиты Марса, после чего связь была потеряна...
23.Ультрафиолетовый телескоп космической лаборатории Астрон, запущенной в 1983 году на орбиту на высоте 180000 км. На то время - крупнейший космический ультрафиолетовый телескоп. Прорапботал 6 лет вместо запланированного года.
24.И наконец - день сегодняшний. Разгонный блок Фрегат. Используется для вывода на орбиту космических аппаратов.
На 2019 год запланирован новый полет к Луне с мягкой посадкой в районе южного полюса Луны.
И пусть всё получится!
Экскурсии в музей НПО имени Лавочкина периодически организует сообщество "Твой сектор космоса". Мы были именно на такой экскурсии. Спасибо им и Илье varandej