Каюсь, не люблю мемориальные музеи. Не испытываю трепета, ходя по комнатам за экскурсоводом, который объясняет: вот здесь великий человек ел, здесь работал. Поэтому хотя название "Абрамцево" на слуху, идея посмотреть не возникала. Пока я не поняла, что Абрамцево — это много больше, чем вот такой музей.
Русский модерн — а возможно и не только модерн — вышел из Абрамцева как русская литература — из Гоголевской Шинели. Здесь перекрещивались жанры, зарождались идеи, направления, картины, мотивы. Но прежде всего Абрамцево — это среда общения незаурядных людей, чьи творческие порывы служили катализаторами друг для друга. А результаты этих порывов — как раз и есть самое интересное, что можно увидеть в Абрамцеве сегодня.
Я не буду перечислять имена и произведения, созданные в Абрамцеве: читайте путеводители. Но не могу не сказать немного об основателя Абрамцевского кружка. Савва Мамонтов был человек страстный и увлекающийся. Учился крайне неровно: где-то блистал, где-то проваливался и его выгоняли. Делу своему был предан ревностно, главным его делом были железные дороги (его называли великим железнодорожным промышленником). При этом искусство для него значило не меньше, а возможно и больше. Посланный учиться шелковому производству в Италию, он брал уроки вокала в Ла Скале — и успешно, а подружившись с художниками, стал заниматься скульптурой, даже преодолевая сомнения, выставлялся.
И еще был у него дар собирать вокруг себя людей. Но здесь я лучше перейду к цитированию:
Скульптор М.Антокольский:
"Твой дом, как и сердце твое, был открыт для всех нас. И мы тянулись туда, как растения к теплу. Не твое богатство манило нас к тебе... а то, что в твоем доме мы, художники, чувствовали себя объединенными, обогретыми, бодрыми духом. ..В твоем доме и я, наконец, подолгу живал и работал. Когда я был утомлен, с уставшею душою, я находил в твоем доме душевный покой..."
Мы приехали в Абрамцево в солнечный октябрьский день. Радовались солнцу и ярким краскам, грустили об уходящем тепле.
Именно в такие осенние дни мы наверное ближе всего к сути русского пейзажа - светлого, грустного и хрупкого. И простите за пафосность, но в каком-то смысле квинтэссенция русского пейзажа - именно здесь, в Абрамцеве. Потому что писали его многократно великие художники. И потому что здесь многое важное в жизни нашей земли происходило. Неслучайно в Абрамцевских лесах и прудах мерещилась мне вот эта картина
Михаил Нестеров писал ее в здешних краях, и происходило все здесь же.
У Поленова, и у Васнецова - немало картин, написанных в Абрамцеве, в том числе осенних. Но... то, что виделось, ближе всего именно к Нестерову. Да, у него краски более приглушенные, чем получились на фото. Но как есть.
Так что, смотрим фотоэскизы к Нестерову.
А в мемориальный музей мы так и не попали. Билетов не было... Зато попали в церковь.
История церкви в Абрамцеве удивительна тем, что это было по сути занятие для компании друзей - людей талантливых, энергичных, увлеченных. В итоге получилось то, что с гордостью названо "первым произведением русского модерна" (1881-1882) и характеризуется как "тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры". Как мне кажется, вот это сочетание полной серьезности идеи постройки (создатели были людьми глубоко религиозными) с дружеской и радостной атмосферой ее создания и определило неповторимый дух этой постройки - очень радостный и чуть-чуть "игрушечный".
Дело в том, что русский модерн возникал из древнерусских мотивов, лишь постепенно обретая великолепие общеевропейских форм и черт. Мамонтов звал художников из столицы в в Москву, и вместе с Москвой художники открывали для себя русскую старину, до этого им малознакомую. Вот слова Васнецова:"Я чувствовал всем существом, что только Москва, ее народ, ее история, ее Кремль смогут оживить, воскресить мою обессиленную петербургским равнодушием и холодом фантазию!
А вот что писал Васнецов о строительстве Абрамцевской церкви:
"Все мы художники: Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович (Мамонтов) и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, , Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах, около церкви, высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только абрамцевская малая художественная дружеская семья и кружок. Но что за беда, дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере...
Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, скромную, без показной роскоши, абрамцевскую церковь. Для нас — работников ее — она трогательная легенда о прошлом, о пережитом, святом и творческом порыве, о дружной работе художественных друзей, о дяде Савве, о его близких..."
Церковь была освящена в 1882 году, и почти сразу после этого в ней состоялось венчание В.Д.Поленова - с женой своей он сдружился во время строительства церкви.
В 1891 году умер сын Мамонтова - Андрей, молодой художник, в свои 22 года он уже принимал участие в росписи Владимирского собора в Киеве, и по некоторым данным, именно там простудился и заболел. На месте его захоронения была пристроена часовня - несколько более изящная и разукрашенная, чем церковь в целом. Позднее у стен церкви были похоронены супруги Мамонтовы и их дочь.
А теперь смотрим.
Икона Поленова над входом
Часовня
Внутри я не снимала, поэтому фото не мои. Вот это - с сайта заповедника
Увидеть церковь в таком виде практически невозможно из-за полумрака. Подойти к довольно мелким иконам нельзя (перегорожено веревочкой), а на мозаичном полу стоят люди, и ничего не видно. Как это выглядело при Мамонтовых, какое было освещение, я не знаю. Вот несколько современных фотографий (автор Marika Rittere).
Обратите внимание - справа небольшая икона Васнецова, которая почти в точности предвосхищает композицию росписи Владимирского собора.
Ну вот и все о церкви...
И закончу словами Павла Флоренского: "Абрамцево... прежде всего есть духовная идея, которая не уничтожаема... Если будет жива идея Абрамцева, не все погибло".
Продолжение: Абрамцево.3.По усадьбе