moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Categories:

Абрамцево как феномен национальной культуры

Я очень рада, что для флешмоба #городаивеси на букву А могу представить один из своих любимых циклов - про Абрамцево. Здесь микст из двух постов, в третьем я к сожалению, использовала чужие фото, которые исчезли, так что дам только ссылку.



Каюсь, не люблю мемориальные музеи. Не испытываю трепета, ходя по комнатам за экскурсоводом, который объясняет: вот здесь великий человек ел, здесь работал. Поэтому хотя название "Абрамцево" на слуху, идея посмотреть не возникала. Пока я не поняла, что Абрамцево — это много больше, чем вот такой музей.
Русский модерн — а возможно и не только модерн — вышел из Абрамцева как русская литература — из Гоголевской Шинели. Здесь перекрещивались жанры, зарождались идеи, направления, картины, мотивы. Но прежде всего Абрамцево — это среда общения незаурядных людей, чьи творческие порывы служили катализаторами друг для друга. А результаты этих порывов — как раз и есть самое интересное, что можно увидеть в Абрамцеве сегодня.
Я не буду перечислять имена и произведения, созданные в Абрамцеве: читайте путеводители. Но не могу не сказать немного об основателя Абрамцевского кружка. Савва Мамонтов был человек страстный и увлекающийся. Учился крайне неровно: где-то блистал, где-то проваливался и его выгоняли. Делу своему был предан ревностно, главным его делом были железные дороги (его называли великим железнодорожным промышленником). При этом искусство для него значило не меньше, а возможно и больше. Посланный учиться шелковому производству в Италию, он брал уроки вокала в Ла Скале — и успешно, а подружившись с художниками, стал заниматься скульптурой, даже преодолевая сомнения, выставлялся.
И еще был у него дар собирать вокруг себя людей. Но здесь я лучше перейду к цитированию:
Скульптор М.Антокольский:
"Твой дом, как и сердце твое, был открыт для всех нас. И мы тянулись туда, как растения к теплу. Не твое богатство манило нас к тебе... а то, что в твоем доме мы, художники, чувствовали себя объединенными, обогретыми, бодрыми духом. ..В твоем доме и я, наконец, подолгу живал и работал. Когда я был утомлен, с уставшею душою, я находил в твоем доме душевный покой..."
Мы приехали в Абрамцево в солнечный октябрьский день. Радовались солнцу и ярким краскам, грустили об уходящем тепле.
Именно в такие осенние дни мы наверное ближе всего к сути русского пейзажа - светлого, грустного и хрупкого. И простите за пафосность, но в каком-то смысле квинтэссенция русского пейзажа - именно здесь, в Абрамцеве. Потому что писали его многократно великие художники. И потому что здесь многое важное в жизни нашей земли происходило. Неслучайно в Абрамцевских лесах и прудах мерещилась мне вот эта картина




Михаил Нестеров писал ее в здешних краях, и происходило все здесь же.
У Поленова, и у Васнецова - немало картин, написанных в Абрамцеве, в том числе осенних. Но... то, что виделось, ближе всего именно к Нестерову. Да, у него  краски более приглушенные, чем получились на фото. Но как есть.
Так что, смотрим фотоэскизы к Нестерову.













А в мемориальный музей мы так и не попали. Билетов не было... Зато попали в церковь.



История церкви в Абрамцеве удивительна тем, что это было по сути занятие для компании друзей -  людей талантливых, энергичных, увлеченных. В итоге получилось то, что с гордостью названо "первым произведением русского модерна" (1881-1882) и характеризуется как "тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры". Как мне кажется, вот это сочетание полной серьезности идеи постройки (создатели были людьми глубоко религиозными) с дружеской и радостной атмосферой ее создания  и определило неповторимый дух этой постройки - очень радостный и чуть-чуть "игрушечный".
Дело в том, что  русский модерн возникал из древнерусских мотивов, лишь постепенно обретая  великолепие общеевропейских форм и черт. Мамонтов звал художников из столицы в в Москву, и вместе с Москвой художники открывали для себя русскую старину, до этого им малознакомую. Вот слова Васнецова:"Я чувствовал всем существом, что только Москва, ее народ, ее история, ее Кремль смогут оживить, воскресить мою обессиленную петербургским равнодушием и холодом фантазию!
А вот что писал Васнецов о строительстве Абрамцевской церкви:

"Все мы художники: Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович (Мамонтов) и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, , Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах, около церкви, высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только абрамцевская малая художественная дружеская семья и кружок. Но что за беда, дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере...
Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, скромную, без показной роскоши, абрамцевскую церковь. Для нас — работников ее — она трогательная легенда о прошлом, о пережитом, святом и творческом порыве, о дружной работе художественных друзей, о дяде Савве, о его близких..."


Церковь была освящена в 1882 году, и почти сразу после этого в ней состоялось венчание В.Д.Поленова -  с женой своей он сдружился  во время строительства церкви.

В 1891 году умер сын Мамонтова - Андрей, молодой художник, в свои  22 года он уже принимал участие в росписи Владимирского собора в Киеве, и по некоторым данным, именно там простудился и заболел. На месте его захоронения была пристроена часовня - несколько более изящная и разукрашенная, чем церковь в целом. Позднее у стен церкви были похоронены супруги Мамонтовы и их дочь.

А теперь смотрим.




Икона Поленова над входом


Часовня






Внутри я не снимала, поэтому фото не мои. Вот это - с сайта заповедника



Увидеть церковь в таком виде практически невозможно из-за полумрака. Подойти к довольно мелким иконам нельзя (перегорожено веревочкой), а на мозаичном полу стоят люди, и ничего не видно. Как это выглядело при Мамонтовых, какое было освещение, я не знаю. Вот несколько современных фотографий (автор  Marika Rittere).
Обратите внимание - справа небольшая икона Васнецова, которая почти в точности предвосхищает композицию росписи Владимирского собора.







Ну вот и все о церкви...

И закончу  словами Павла Флоренского: "Абрамцево... прежде всего есть духовная идея, которая не уничтожаема... Если будет жива идея Абрамцева, не все погибло".

Продолжение: Абрамцево.3.По усадьбе


Tags: #городаивеси
Subscribe

  • Москва новогодняя. Большая прогулка

    В этом году у меня не очень много новогодних московских фото, но из нескольких прогулок составилась одна, так что не удивляйтесь смене утра на…

  • Англиканский собор: необычный взгляд

    В выходные я побывала на необычном мероприятии, которое проводила англиканская церковь святого Андрея - подъем на башню церкви, плюс английское…

  • Москва. Центр. Цветы. Август-2024

    Сегодня у меня состоялась "акынская" прогулка (без исторического и краеведческого материала) - я обошла знаковые места в центре, чтобы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Москва новогодняя. Большая прогулка

    В этом году у меня не очень много новогодних московских фото, но из нескольких прогулок составилась одна, так что не удивляйтесь смене утра на…

  • Англиканский собор: необычный взгляд

    В выходные я побывала на необычном мероприятии, которое проводила англиканская церковь святого Андрея - подъем на башню церкви, плюс английское…

  • Москва. Центр. Цветы. Август-2024

    Сегодня у меня состоялась "акынская" прогулка (без исторического и краеведческого материала) - я обошла знаковые места в центре, чтобы…