moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Category:

Русский бунт средствами русского мюзикла. "Капитанская дочка" у Никитских ворот"

IMG_3175f

Мюзикл по русской классике - всегда риск. И даже вызов, я бы сказала. Это конфликт между жанром, так или иначе предполагающим легкость, и материалом, требующим глубины, боли, философского осмысления. Разрешить конфликт можно, если отказаться от "Бродвейского" мюзикла и сделать свой, русский вариант.
Удалось ли это театру у Никитских ворот, где на днях состоялась премьера "Капитанской дочки"? Мое субъективное мнение - не знатока, не критика, а просто заинтересованного зрителя - и да, и нет одновременно. В любом случае результат впечатляющий, очень интересный и заслуживающий глубокого уважения.

Но сначала - рассказ о "Капитанской дочке" словами Марка Розовского - создателя театра, режиссера, автора стихотворных текстов и создания пьесы из Пушкинской прозы (Марк Григорьевич признался, что ненавидит слово "инсценировка", а мне почему-то не захотелось использовать термин "либретто"). Впрочем, я уже начала цитировать его пресс-конференцию: про русский и Бродвейский мюзикл, про боль и философское осмысление - это не я придумала, это Розовский сказал.





По Розовскому, текст (в данном случае, Пушкинский текст) - это лишь надводная часть айсберга. Хранить верность автору - это не пережевывать крохи с его стола. Важно углубиться в поэтику и стиль произведения, лишь тогда можно попытаться превратить книжное чудо в чудо театральное.



В спектакле "Капитанская дочка" все прозаические тексты - подлинные пушкинские (включая тексты из "Истории Пугачевского бунта"), а стихотворные песенные номера числом более 30-ти написал Марк Розовский ("Всю жизнь я обеспечивал себя авторским материалом и вступаю с автором в спор")



Марк Розовский прочитал "Капитанскую дочку" не меньше пятидесяти раз и ценит ее за то, что она посвящена фундаментальным ценностям русской культуры - уважение, человечность, ненависть к насилию ("Я не люблю эксперимента, где нет человечности").



Мюзикл начинается с композитора (Максим Дунаевский). Однако необходимо создать структуру, где все составляющие работают на общий замысел спектакля.



"Капитанская дочка" - программная работа для театра. Была проведена гигантская работа с балетмейстером и хормейстером; в спектакле нет приглашенных артистов, актеры драматического театра поют сложные вокальные партии



Капитанская дочка - это попытка освоить классическое наследие силами современного театра.  Проявляется это и в том, что спектакль создавали люди разных поколений в сотрудничестве друг с другом. Вот сидят рядом два художника по костюмам: опытная, маститая Мария Данилова и относительно молодой Денис Шевченко. Результат их совместной работы - фантастический, друого  слова не подберу.



Молодой балетмейстер Антон Николаев сотрудничал с опытнейшим художником-сценографом Станиславом Морозовым. Среди артистов много молодежи, а одной из исполнительниц главной роли - Маши - 16 лет!! (В нашем спектакле она не играла)

Но давайте наконец обратимся к спектаклю.
Я не снимала его - только поклоны, и не знаю, выиграл или проиграл мой пост от отсутствия фотографий. Все-таки это надо видеть своими глазами в зрительном зале. Фото и даже видео, мне кажется, не дали бы представления о спектакле.

IMG_3210f.JPG

Так вот, в спектакле условно три линии: любовь, бунт и пунктиром намеченный двор.
Последняя линия, хотя и очень короткая, просто блистательна - буквально одним танцем (какие костюмы... какая пластика...) и одной сценой с великолепной Натальей Корецкой - императрицей ("актриса Бродвейского уровня" - слова Розовского)  создается целый мир - очень красивый, бездушный и фальшивый.



Мир бунта тоже получился - целостный и страшный - и при этом великолепно поставленный с точки зрения света, цвета, пластики, сценических решений. "Пугачевские" сцены позволяют верить, что русский мюзикл  действительно существует. Спектакль вытягивает не меньше, чем наполовину, Александр Масалов - Пугачев. Он создает очень сильный образ во всех его знакомых по Пушкинскому тексту противоречиях, как атлант, "держит" на себе спектакль, обеспечивая ему нерв, драйв и трагизм.
Было бы несправедливо не упомянуть бестящее исполнение роли Савельича Юрием Голубцовым, но это все-таки второстепенная роль.

А вот с миром любви мне чего-то не хватало. Понятно,что в начале он весь такой традиционно-легкомысленно-розово-голубой, слегка напоминающий пародию на самого себя. Но... почти таким же он остается до конца. Герои прошли через смерть, угрозы, жестокость и... не изменились. И хотя белое платье Маши  и аккуратный светлый мундир Гринева соответствует цветовому решению спектакля, все равно испытываешь некий диссонанс: у Маши убили родителей, Гринев прошел через бои и казематы.

Из легкого и светлого мира любви выбивается один музыкальный номер Маши, который не песня, не зонг, а именно крик - отчаянный и горестный. Он уместен и вписывается в общий трагический контекст спектакля.
У Гринева хороши сцены диалогов с Пугачевым. Пушкин устами актеров  позволяет придти к мысли о том, что в критический ситуации, пусть это парадоксально, шанс на спасение - в том, чтобы остаться собой, не лгать и не идти на этически уязвимые компромиссы. Это важно, вечно актуально, но прошло мимо раньше.

Игорь Скрипко (Гринев) и Николина Калиберда (Маша) милы и симпатичны, но я думаю, их лучшие роли - еще впереди.



Еще несколько фото с поклонов. Слева от императрицы - Пугачев



Рядом с Марком Розовским слева балетмейстер Антон Николаев, справа - Максим Дунаевский


Огромное спасибо за интереснейший вечер, сильные впечатления и пищу для размышлений Театру у Никитских ворот (фейсбук, вконтакт) и сообществу moskva_lublu за приглашение.


Tags: Тверская, театр, я блогер
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Зимние микросюжеты

    В последний день зимы представляю небольшие сюжеты, скопившиеся в течение последних трех месяцев: на пост не тянут, а не показать и не рассказаьть…

  • Свидание с "Онегиным"

    Свидание с "Онегиным" получилось неожиданным и волнующим (не зря же я Татьяна). Главных неожиданностей, пожалуй, две. Первая -…

  • Про генетическую память и "Песни нашего двора"

    "Эти песни вы все знаете, даже если не помните", - примерно такими словами открыл Марк Розовский спектакль "Песни нашего…

promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments