?

Log in

No account? Create an account

moscow_i_ya


Этот город наш с тобою

Фотоэкскурсии по Москве и вокруг


Previous Entry Share Next Entry
Русский бунт средствами русского мюзикла. "Капитанская дочка" у Никитских ворот"
moscow_i_ya
IMG_3175f

Мюзикл по русской классике - всегда риск. И даже вызов, я бы сказала. Это конфликт между жанром, так или иначе предполагающим легкость, и материалом, требующим глубины, боли, философского осмысления. Разрешить конфликт можно, если отказаться от "Бродвейского" мюзикла и сделать свой, русский вариант.
Удалось ли это театру у Никитских ворот, где на днях состоялась премьера "Капитанской дочки"? Мое субъективное мнение - не знатока, не критика, а просто заинтересованного зрителя - и да, и нет одновременно. В любом случае результат впечатляющий, очень интересный и заслуживающий глубокого уважения.

Но сначала - рассказ о "Капитанской дочке" словами Марка Розовского - создателя театра, режиссера, автора стихотворных текстов и создания пьесы из Пушкинской прозы (Марк Григорьевич признался, что ненавидит слово "инсценировка", а мне почему-то не захотелось использовать термин "либретто"). Впрочем, я уже начала цитировать его пресс-конференцию: про русский и Бродвейский мюзикл, про боль и философское осмысление - это не я придумала, это Розовский сказал.





По Розовскому, текст (в данном случае, Пушкинский текст) - это лишь надводная часть айсберга. Хранить верность автору - это не пережевывать крохи с его стола. Важно углубиться в поэтику и стиль произведения, лишь тогда можно попытаться превратить книжное чудо в чудо театральное.



В спектакле "Капитанская дочка" все прозаические тексты - подлинные пушкинские (включая тексты из "Истории Пугачевского бунта"), а стихотворные песенные номера числом более 30-ти написал Марк Розовский ("Всю жизнь я обеспечивал себя авторским материалом и вступаю с автором в спор")



Марк Розовский прочитал "Капитанскую дочку" не меньше пятидесяти раз и ценит ее за то, что она посвящена фундаментальным ценностям русской культуры - уважение, человечность, ненависть к насилию ("Я не люблю эксперимента, где нет человечности").



Мюзикл начинается с композитора (Максим Дунаевский). Однако необходимо создать структуру, где все составляющие работают на общий замысел спектакля.



"Капитанская дочка" - программная работа для театра. Была проведена гигантская работа с балетмейстером и хормейстером; в спектакле нет приглашенных артистов, актеры драматического театра поют сложные вокальные партии



Капитанская дочка - это попытка освоить классическое наследие силами современного театра.  Проявляется это и в том, что спектакль создавали люди разных поколений в сотрудничестве друг с другом. Вот сидят рядом два художника по костюмам: опытная, маститая Мария Данилова и относительно молодой Денис Шевченко. Результат их совместной работы - фантастический, друого  слова не подберу.



Молодой балетмейстер Антон Николаев сотрудничал с опытнейшим художником-сценографом Станиславом Морозовым. Среди артистов много молодежи, а одной из исполнительниц главной роли - Маши - 16 лет!! (В нашем спектакле она не играла)

Но давайте наконец обратимся к спектаклю.
Я не снимала его - только поклоны, и не знаю, выиграл или проиграл мой пост от отсутствия фотографий. Все-таки это надо видеть своими глазами в зрительном зале. Фото и даже видео, мне кажется, не дали бы представления о спектакле.

IMG_3210f.JPG

Так вот, в спектакле условно три линии: любовь, бунт и пунктиром намеченный двор.
Последняя линия, хотя и очень короткая, просто блистательна - буквально одним танцем (какие костюмы... какая пластика...) и одной сценой с великолепной Натальей Корецкой - императрицей ("актриса Бродвейского уровня" - слова Розовского)  создается целый мир - очень красивый, бездушный и фальшивый.



Мир бунта тоже получился - целостный и страшный - и при этом великолепно поставленный с точки зрения света, цвета, пластики, сценических решений. "Пугачевские" сцены позволяют верить, что русский мюзикл  действительно существует. Спектакль вытягивает не меньше, чем наполовину, Александр Масалов - Пугачев. Он создает очень сильный образ во всех его знакомых по Пушкинскому тексту противоречиях, как атлант, "держит" на себе спектакль, обеспечивая ему нерв, драйв и трагизм.
Было бы несправедливо не упомянуть бестящее исполнение роли Савельича Юрием Голубцовым, но это все-таки второстепенная роль.

А вот с миром любви мне чего-то не хватало. Понятно,что в начале он весь такой традиционно-легкомысленно-розово-голубой, слегка напоминающий пародию на самого себя. Но... почти таким же он остается до конца. Герои прошли через смерть, угрозы, жестокость и... не изменились. И хотя белое платье Маши  и аккуратный светлый мундир Гринева соответствует цветовому решению спектакля, все равно испытываешь некий диссонанс: у Маши убили родителей, Гринев прошел через бои и казематы.

Из легкого и светлого мира любви выбивается один музыкальный номер Маши, который не песня, не зонг, а именно крик - отчаянный и горестный. Он уместен и вписывается в общий трагический контекст спектакля.
У Гринева хороши сцены диалогов с Пугачевым. Пушкин устами актеров  позволяет придти к мысли о том, что в критический ситуации, пусть это парадоксально, шанс на спасение - в том, чтобы остаться собой, не лгать и не идти на этически уязвимые компромиссы. Это важно, вечно актуально, но прошло мимо раньше.

Игорь Скрипко (Гринев) и Николина Калиберда (Маша) милы и симпатичны, но я думаю, их лучшие роли - еще впереди.



Еще несколько фото с поклонов. Слева от императрицы - Пугачев



Рядом с Марком Розовским слева балетмейстер Антон Николаев, справа - Максим Дунаевский


Огромное спасибо за интереснейший вечер, сильные впечатления и пищу для размышлений Театру у Никитских ворот (фейсбук, вконтакт) и сообществу moskva_lublu за приглашение.



Posts from This Journal by “театр” Tag


promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…

  • 1
фундаментальным ценностям русской культуры - уважение, человечность, ненависть к насилию

А давно в русской культуре все перечисленное является фундаментальными ценностями? Вы меня прямо удивили) эти ценности набрали силу в культурах разных стран в 20 веке.

В данном случае это незакавыченная цитата

А, это мнение Розовского?

Да. Я на столь высокие обобщения не претендую

Благодарю за уточнение! Это важно)

В "Капитанской дочке" всё это присутствует. А Пушкин - таки основа русской культуры.

Пушкин всегда актуален.

Не факт, но в данном случае вполне актуален

симпатично..

Какая замечательная рецензия, спасибо огромное! Написано прекрасно.

Спасибо больше, мне очень приятно!

Всегда есть место сомнениям, борьбе нашего видения и авторского. И это прекрасно что есть место развитию наших эмоций!

Вспомнила, как читала ее

  • 1