moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Categories:

Сергей Малютин и дом Перцова.



Я нередко бываю здесь, причем по вполне прозаической причине: в соседнем доме находится лучшее известное мне отделение Сбербанка, и свои банковский дела я стараюсь решать именно в нем. И каждый раз не могу пройти мимо: обхожу, смотрю, радуюсь, удивляюсь. Мне кажется, дом Перцова не менее загадочен и самобытен, чем к примеру, Дом с химерами в Киеве. Но и он сам, и его основной творец Сергей Малютин известны меньше, чем того заслуживают. Хотя главное "произведение" Малютина знает буквально каждый россиянин (но об этом дальше). «Мы действительно ленивы и до упрека нелюбопытны, – написал Игорь Грабарь после посещения выставки, посвященной 75-летию художника. – Появилось в 80-х годах минувшего столетия такое бесспорное, исключительное, такое огромное, сверкающее живописное дарование, как Сергей Малютин, а сонная царская Россия (и не только царская) его не заметила. Критика, а с нею коллекционеры, а за ними музеи его проморгали».
Я уже один раз немного рассказывала про этот дом. Много добавлять не буду, потому что не смогу рассказать больше и лучше, чем это сделал sir_roof ( Сказочник). Очень советую пройти по ссылке - там не только потрясающий текст, но и масса интересных фото (с трудом удержалась, чтобы не скопировать). А я лишь повторю то, что писала раньше, да пунктиром намечу основные сюжетные линии жизни наших героев. А потом покажу несколько фотопопыток... понять? соприкоснуться? восхититься?...
Итак, дом, о котором пойдет речь, расположен на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, его ближайший сосед - Храм Христа Спасителя.



Владелец дома и вдохновитель его создания - инженер-железнодорожник Петр Николаевич Перцов. Он оставил воспоминания, в которых подробно изложил историю дома.
В ноябре 1902 г. я посетил как-то Ивана Евменьевича Цветкова, только что построившего себе или, вернее, для своей коллекции картин на набережной р. Москвы, близ храма Христа Спасителя, двухэтажный особняк в русском стиле по рисунку В.М. Васнецова. Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле.



Памятуя обещание, данное мною И.Е. Цветкову, — построить дом в русском стиле и считаясь с тем, что место постройки на берегу реки Москвы, рядом с храмом Спасителя и с открытым видом на Кремль обязывает строго отнестись к заданию, я решил объявить закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле» и обратился к художникам А.М. Васнецову и С.В. Малютину, архитектору А.И. Дидерихсу и архитектору-художнику Л.М. Браиловскому с предложением участвовать в конкурсе. Условием составления проекта я поставил, чтобы он отвечал «духу и преданиям Москвы и требованиям современности», при этом для нормировки проектирования я выработал с городским архитектором Н.К. Жуковым, применительно к участку земли, план дома и предложил конкурентам придерживаться его. Первая премия была присуждена А.М. Васнецову и вторая — С.В. Малютину. Проект А.М. Васнецова, будучи шаблонным, меня не удовлетворил, и я решил остановиться на С.В. Малютине, поручив ему переработать конкурсный проект.
Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным — в сказочно-былинном стиле. Я пленился им и договорился с С.В., что он переработает проект, приспособив его к заданному плану. Острый угол к переулку представлял из себя немалое затруднение для его разработки, но С.В. талантливо разрешил вопрос, допустив некоторое уклонение от нормальной архитектурной проектировки, и угол этот получился особенно интересным. Чтобы лучше сообразить общую компоновку отдельных частей здания, С.В. вылепил модель дома из глины. Меня С.В. совершенно захватил своим индивидуальным талантом, и я решил всецело отдаться на его вкус, вводя лишь небольшие коррективы чисто технического или хозяйственного значения.
Я лично руководил всеми работами и входил во все детали постройки, целыми днями носясь по всем этажам и не оставляя без личного надзора ни одного места работ. Все работы велись одновременно, и через четыре с небольшим месяца от начала работ постройка была закончена, в конце сентября были сняты леса, и на зиму остались штукатурные работы, настилка паркетов и малярные работы, которые и продлились до марта месяца. Таким образом, в одиннадцатимесячный срок были закончены решительно все работы, и с апреля месяца квартиры были объявлены к сдаче. В мае (1907г.) въехали в дом первые жильцы.

Сергей Малютин, главный создатель дома, известен прежде всего как создатель... русской матрешки. Да-да, в отличие от балалайки и самовара, этому символу России, немногим больше ста лет. Он работал в Абрамцевском кружке Саввы Мамонтова, руководил художественными мастерскими в Талашкине, иллюстрировал книги. В общем, человеком был очень разносторонним.
Однажды он увидал в доме у Мамонтова набор японских кукол «кокеси» - выточенные из дерева и вручную раскрашенные фигурки. Он подумал, что токари талашкинской артели могли бы сделать ничуть не хуже – и даже лучше, если фигурки выточить пустотелыми, чтобы они не просто выстраивались с убыванием по размеру, но и вкладывались одна в другую! Скорее всего, идея пришла из сказки про Кащееву смерть, которая «на кончике иглы, а игла в яйце, а яйцо в утке…»
А то, что он сделал в доме Перцова, знающие люди характеризуют так: "соединил стилистику «северного» модерна с элементами древнерусского зодчества, чья фантазия украсила здание образами сказочных персонажей, среди которых солнечный бог Ярила и волшебная птица Сирин, павлины и драконы, львы и зайцы"
Сергей Малютин, как и Петр Перцов, поселился в этом удивительном доме, но он не принес ему счастья. В 1908 году большое наводнение затопило подвал, где хранились картины художника. Его самого дома не было, а жена, пытаясь спасти картины, простудилась и вскоре умерла... Малютин остался с четырьмя детьми, и из дома выехал.
Дом знал немало удивитедбных жильцов и посетителей. Здесь были мастерские Фалька и других известных художников, здесь родился театр-кабаре "Летучая мышь". А в 1923 году, когда семья домовладельцев была выселена из четырехэтажных апартаментов (ах, какие там были интерьеры... все в резьбе), и их место занят Троцкий. Интерьеры были уничтожены... Говорят, когда Малютин узнал об этом, он заплакал впервые в жизни…
Сергею Малютину суждена была судьба преуспевающего советского художника, некоторые возможно видели его портрет Фурманова. Он умер в 1937 году, на 78 году жизни. В этом же году скончался 80-летний Петр Николаевич Перцов.
А дом стоит, поражая внимательного прохожего неожиданными находками. Давайте и мы пройдемся...




























Tags: Кропоткинская, интересный дом, сюжет
Subscribe
promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments