Это один из самых неожиданных и самых любимых районов Москвы. Я никогда не могу понять, каким образом, блуждая по небольшому в сущности пространству, вроде бы исхоженному вдоль и поперек, каждый раз натыкаешься на совершенно незнакомые места и не можешь выйти к знакомым. Здесь пространство трехмерно (ибо важную часть его занимают горки), но иногда кажется пятимерным - уж очень много в нем спряталось. Время играет в сложные игры с пространством. Здесь чуть ли не самые старые дома в Москве, а в трущобах трех-или четырехвековой давности идет новая и уже непонятная нам жизнь. Мы похоже стары для нее, но тянемся к ней, пытаемся ее постичь или хотя бы соприкоснуться.
Я покажу фото с единственной прогулки, на одну точку была наводка, на остальное мы натыкались во время неупорядоченных блужданий. Думаю, это далеко не последний пост про эти странные места. Про один объект с прогулки я уже рассказывала: Загадка бывшего общежития
Эстетов предупреждаю: много трущоб и много граффити.
На верхнем фото - дом в Колпачном переулке, для меня Колпачный - один из самых странных переулков в Москве, равно как и этот дом, не такой уж старый, но примечательный. Построен он в 1900 году для банкира барона Кнопа. При советской власти здесь был райком комсомола (где получала направление в партизаны Зоя Космодемьянская), а в послесоветские времена - штаб-квартира Открытой России; особняк неофициально назывался "дом приемов ЮКОСа". У ЮКОСа он был отнят, и сейчас его занимают разные фирмы.
А еще в переулке есть палаты XVI века и... много чего
А сразу за углом, где кончается Колпачный переулок - еще одни палаты (Хохловский переулок, 7)
Цитирую Википедию. Палаты Украинцева — палаты XVII века (1665), принадлежавшие видному дипломату, думному дьяку Емельяну Украинцеву. До 1689 года были местом, где разрабатывалась внешнеполитическая политика России. Является объектом культурного наследия федерального значения. С 1770 года здесь располагался Архив Коллегии иностранных дел. Тут собирал материалы для Истории Государства Российского Н. М.Карамзин. Здесь работал над «Борисом Годуновым» и историей Пугачёвского бунта А. С. Пушкин.
Нынешняя жизнь запутанных закоулков палат весьма причудлива, и если я перечислю названия учреждений, которые здесь находятся, боюсь это мало что объяснит. Поэтому давайте просто посмотрим.
Мы выходим из закоулков палат и переходим улицу. Прямо перед нами подъем, мы забираемся по лестнице верх и неожиданно попадаем в дивный сад
Сад очевидно относится к дому, который виден в кадре. Но на подходе к дому стоят столбики, преграждающие путь.
У дома и сада сложная судьба. В доме располагались в разные эпохи училище (здесь учился Дельвиг), гостиница, картинная галерея, дом купцов Морозовых (перестроен в это время, в конце 19 века), штаб левых эсеров, детский сад (снимался в фильме "Усатый нянь"). А сад издавна был общедоступным, здесь гуляли Достоевский, Островский, Толстой, Чайковский. Назывался он по имени владельцев Особняка Кокоревским, а потом Морозовским.
В 2001 году особняк был продан в частные руки. Новый владелец срубил декор, уничтожил внутренние интерьеры, вырубил старинную сирень и другие деревья, вырыл котлован, построил подземную парковку, выстроил высокий забор и поставил калитку с замком. После упорной борьбы в 2011 году днем открыт доступ в нижнюю часть сада.
Это обычный дворик в Петроверигском переулке, разрисованный каким-то умельцем. А поверх них вандалы сделали граффити. Безобразие, но... Мне кажется рисунки приобрели какое-то новое измерение от неподобающего соседства.
А это просто одинокое граффити где-то в районе Спасоглинищевского переудка
Последний кадр. Странный памятник Мандельштаму. Поставлен в 2008 году. На эту площадку, которую непросто найти, выходили окна квартиры брата поэта, в которой он жил, приезжая в Москву.
Вот такая странная прогулка.