moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Category:

Преждевременный шедевр: юбилей ТУ-144

IMG_4710f.jpg

Шедевры технической мысли не менее прекрасны, чем шедевры архитектуры. Поэтому стоя на поле аэродрома Жуковский сразу перед двумя сверхзвуковыми красавцами, я испытывала прежде всего восторг и трепет.
50 лет назад, 31 декабря 1968 года состоялся первый полет первого в мире пассажирского сверхзвукового авиалайнера ТУ-144.
Смотрите фотосессию, а я попутно буду рассказывать, почему получилось так, что сверхзвуковой пассажирский самолет был создан и отправлен в полет, но летал совсем немного и в обозримом будущем сверхзвуковых пассажирских полетов не предвидится.

2.В 1960-е годы считалось, что будущее мировых пассажирских авиаперевозок за сверхзвуковыми авиалайнерами. Работы по созданию таких лайнеров шли в Англии, Франции и США. В СССР они начались в ОКБ Туполева в начале 1960-х. ТУ-144 опередил англо-французский Конкорд с первым полетом на 2 месяца.
Первый пассажирский рейс ТУ-144 совершил в ноябре 1977 года в Алма-Ату, и этот рейс остался единственным (и у нас был знакомый, которым им летал). Полеты на расстояние 3260 км проходили на высоте 16000-17000 м со скоростью 2000 км/ч, рейс совершался 1 раз в неделю  и перевозил 80 пассажиров. Первым пилотом всегда был  был летчик-испытатель из ОКБ Туполева и только вторым - сотрудник Аэрофлота. Билет стоил 80 рублей (на все другие рейсы - 62 рубля), поэтому летали в основном командировочные, которым билет оплачивало государство.
IMG_4705f.jpg

3.В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом «Аэрофлота», из них 55 — пассажирских, перевез 3284 пассажира. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. В качестве причин для этого решения называют катастрофу опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшую неделей ранее, а также нерентабельность рейсов: очень высокий расход топлива и очень сложное техническое обслуживание самолётов. Впоследствии ТУ-144 использовалася для срочных грузовых перевозок на маршруте Москва-Хабаровск, тренировочных полётов по программе подготовки к полётам на многоразовом космическом корабле «Буран», а также для испытаний силовых агрегатов стратегического бомбардировщика Ту-160.
IMG_4708f.jpg

4.Коммерческая эксплуатация Конкордов, начавшаяся в 1976 году, была более удачной, хотя столкнулась примерно с теми же трудностями. Однако у авиакомпаний, эксплуатировавших Конкорд, была возможность поднимать цены на билеты на высоту, недоступную при социализме: билет «туда-обратно» на рейс между Лондоном и Нью-Йорком стоил $10500 (!!). Последний полёт «Конкорда» состоялся 26 ноября 2003 года.
IMG_4686f.jpg

5.Дотошный читатель  поинтересуется, откуда взялась надпись Боинг. Это отдельная история, связанная с последними полетами ТУ144.
В 1995-1999гг этот лайнер использовался американским космическим агентством NASA для исследований с целью плана создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолёта. На Ту-144ЛЛ были установлены двигатели аналогичные используемым на Ту-160, разнообразные датчики и испытательная контрольно-записывающая аппаратура. Вердикт американцев был неутешительным: коммерческая эксплуатация сверхзвуковых самолетов в обозримом будущем нецелесообразна.
IMG_4701f.jpg

6.Последний полет ТУ-144 совершил 26 июня 1999 года. Так заканчивалась эпоха сверхзвуковых пассажирских полетов.
IMG_4716f.jpg

7.Два лайнера, стоящие в Жуковском, показывают посетителям авиасалонов МАКС. А к юбилею привезли прессу и блогеров.
IMG_4687f.jpg

8.
IMG_4702f.jpg

9.Вид сзади
IMG_4703f.jpg

10.Не в обиду Суперждету, на его месте мог оказаться любой самолет, просто именно этот стоял рядом. На его фоне ТУ144, созданный на 40 лет  раньше, кажется декорацией фантастического фильма из будущего. Таковы причуды истории...
IMG_4713f.jpg

11.Почувствуйте разницу
IMG_4685а.jpg

14.Кабина пилотов. По словам специалистов, все, кому довелось летать пилотом  на Ту-144, говорили, что это лучший самолет в их жизни.
IMG_4698f.jpg

15.
IMG_4699f.jpg

16.Пульт бортинженера
IMG_4692f.jpg

17.
IMG_4690f.jpg

18.Вид из самолета на аэродром
IMG_4700f.jpg

19.Эти люди разрабатывали ТУ-144 и рассказывали о трудностях, которые преодолевали и о найденных решениях.
IMG_4725f.jpg

20.
IMG_4740f.jpg

21.Модель ТУ-144 для испытаний в аэродинамической трубе
IMG_4726f.jpg

22.И все-таки очень хочется верить, что сверхзвуковые пассажирские лайнеры - это не только прошлое, но и будущее авиации.
IMG_4739f.jpg

Большое спасибо фонду "Легенды авиации" за возможность прикоснуться к легенде.


Tags: Рязанское направление, авиакосмическое, я блогер
Subscribe

Posts from This Journal “авиакосмическое” Tag

promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments