moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Categories:

Свидание с "Онегиным"



Свидание с "Онегиным" получилось неожиданным и волнующим (не зря же я Татьяна). Главных неожиданностей, пожалуй, две. Первая - Пушкинский текст звучит прекрасно, не устарев совершенно (для тех, кто дочитает до конца, будет старая хохма, которая до спектакля заставивляла сомневаться в том, что Пушкин может читаться свежО и современно)..  Все бытовые подробности и архаизмы выкинуты, оставлено вневременное и актуальное.
Вторая - роман совсем не о том, о чем тебе казалось лет -дцать назад, когда ты в последний раз читала его целиком. И что тому причиной - сценическая интерпретация или личные изменения за прошедшие годы - судить не возьмусь. Скорее всего, и то и другое.

Так вот, в годы, когда я "моложе и лучше, кажется, была", Онегин в первую очередь был романом о несостоявшейся любви, центральной фигурой - Татьяна. Ей и Онегину хотелось сочувствовать.
И вдруг я поняла, что "Онегнин" - это роман об ужасе праздной жизни, без смысла, "без цели, без трудов". О том, как подобная праздность и леность души оборачивается трагедией и смертью. И главной оказалась линия Ленского, а не Татьяны. Онегин с первых строк (а сценическая версия Натальи Семеновой начинается с конца - с письма Онегина Татьяне)  предстает не влюбленным, а циничным манипулятором (когда-то его письмо воспринималось всерьез, а теперь неввворуженным взглядом заметны все ловушки) и сочувствия к нему нет. Татьяна... ее конечно жаль, но... теперь-то я знаю, что  страдания неразделенной любви это нормально и в чем-то полезно. А Ленского не вернуть никогда, смерть -  ничем, кроме скуки и праздности не обусловленная - необратима.

Но что же я все о себе и о Пушкине, давайте немного о спектакле проекта САМИ (содружество актеров, музыкантов и..., фейсбук ВКонтакт).
На сцене четыре актера и восемь музыкантов.
Пушкин - Сергей Чонишвили - устало циничен. Это конечно не Пушкин, но уместная и убедительно представленная его ипостась.
Ленский - Сергей Шнырев. Местами это молодой восторженный поэт с интонациями раннего Евтушенко, местами - немолодой актер, увлеченно рассказывающий о своем герое.
Татьяна - Ирина Пегова. Почти совсем не Татьяна, чаще актриса, рассказывающая про Татьяну. Это нравится.
Онегин - Даниил Страхов. Образ остался непонятым, возможно, потому, что уж очень неожиданным оказался Пушкинский Онегин (см. выше).

Сценическая композиция - для меня на пять с плюсом, хотя кого-то возможно, покоробят вставки (думаю, 10-20% от звучащего на сцене текста). Мне вставки показались не только уместными, но и вносящими элемент неожиданности: не буду спойлерить, но финал не совсем тот, что у Пушкина. Вставки взяты из текстов Пушкина, из пародийного Онегина (из нескольких?), из прозаических комментариев; жаль, что источники вставок остались неопознанными.

Музыка (Алексей Айги и ансамбль 4'33)  обеспечивает эмоциональный накал  всего действа, и делает это уместней, чем получалось бы у актеров. Но музыки мне было маловато. Больше всего запомнился момент, когда под возглас из оркестра "антракта не будет" музыканты как будто вырываются на волю из рамок спектакля и тааак играют.
Наконец, видеоряд тоже несет часть эмоциональной нагрузки, потрясающе решен сон Татьяны: не по  Пушкинскомутексту, но в соответствии с его внутренней логикой.

Думаю, вы поняли: мне понравилось очень, хотя обещать, что и вам понравится, не могу. У каждого свой "Онегин", и ваш может оказаться несовместим с представленной в Доме Музыки версией.

Под катом фото с поклонов и обещанная история о том, как воспринимается "Онегин" детьми.



Слева направо: Даниил Страхов, Наталья Семенова (режиссер и автор сценической версии), Сергей Чонишвили, Ирина Пегова, Сергей Шнырев, Алексей Айги.

(История эта довольно старая, ссылка ведет к 2013 году, но мне кажется, она гораздо старше)

Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишию Пушкина:

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались «тулуп» и «кушак»
(не верю!! я толком не знаю, что такое кушак... а уж семилетние дети...). Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же «летит кибитка удалая».
Летающая удалая кибитка занимается весьма воинственным делом — она взрывает.
Что, или, вернее, кого? Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!). То, что по правилам тогда должно было быть «браздов», детей не смутило — и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.
За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик. Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям.
Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на «пятой точке». В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.

В результате над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.


Какое счастье, что большинство Пушкинских строк все еще понятны нашему поколению...


Спасибо за приглашение сообществу moskva_lublu
Tags: Павелецкая, театр, я блогер
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

promo moscow_i_ya сентябрь 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “театр” Tag