moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Category:

Снова о Конаковском фаянсе и о пересечениях судеб

IMG_6432f.jpg

На днях прибыла кружка, которую мы разрисовывали в Конаково, во время визита на "Конаковский фаянс". При всей неумелости наших художественных потуг, она дорога мне как память о Конакове и о разнообразных пересечениях с ним связанных. Кстати, буквы на кружке - это результат пересечения наших фамилий (первые три буквы общие, а написаны как раз несовпадающие).
В Конаково пересеклись судьбы моих родителей и дедушки с бабушкой моего мужа: получается, без Конаково скорее всего и нас бы не было. Но если мои родители - это частная семейная история, то Исидор Григорьевич Фрих-Хар (1893-1978) и Мария Петровна Холодная (1903-1989) - это часть истории Конаковского фаянса.

IMG_6429f.jpg IMG_6433f.jpg

Я практически не знала их (немного застала Марию Петровну), у меня нет никакого эксклюзивного материала о них, есть только большой интерес, пара книжек и работы, которые знаю в основном по фотографиям и копиям. Своим пониманием этих людей, не претендуя на точность, делюсь с вами.

У них был совершенно разный жизненный фон и очень разные характеры. Про его происхождения мало что известно: рос в Кутаиси в семье виноградаря, отец, по-видимому, был персидского происхождения, мать - бухарской еврейкой. Впрочем, все это неточно, известно только со слов Фрих-Хара, и даже дата рождения под вопросом. Художественного образования не получил - чистый самоучка. Была бурная революционная молодость, о которой он немало рассказывал, но что из его рассказов правда, а что выдумка, не всегда понятно.

Она росла в благополучной киевской семье, дед был адмиралом, отец преподавал в Политехническом институте, а позднее стал министром в правительстве независимой Украины. Училась в Киевской Академии художеств, вышла замуж за своего учителя, родился сын Петя (погиб на войне в 1942 году)

Они и по характеру были очень разными. Он маленький, взрывной, очень темпераментный, не признающий условностей, сейчас его возможно назвали бы фриком. Она представляется мне статной (выше его ростом), спокойной, упорядоченной (насколько это возможно в художественной среде).

И у него и у нее это был не первый брак, а прожили они больше сорока лет.

Он работал в разных жанрах и с разными материалами. Несколько его работ есть в Третьяковской галерее на Крымском валу. Даже из фаянса получались сложные монументальные композиции
4.Вот, к примеру, Праздник в азербайджанском колхозе
prazdn.jpg

5.Хотя получались и  "малые формы". Вот эта собачка Манюня была у нас дома. Куда делась? разбилась, наверное :(
Manunia.jpg

Она работала с фаянсом, ее работы пользовались большой популярностью (и до сих пор выпускаются), они хорошо подходили для того, чтобы украсить дом.
6.Эта шкатулка с царевной-лягушкой  не раз спасала семейный бюджет: очень хорошо продавалась
frog.jpg

7.У нее очень много работ с детьми: вот, к примеру, Друзья птиц
birds_friends.jpg

А также многочисленные узбечки, украинки и прочие представители народов СССР за работой, в национальных костюмах и пр.
Они не были в конфликте с властью, работы хорошо вписывались в требования к социалистическому искусству, что не мешало им быть самобытными и пользоваться спросом. (И до сих пор пользуются - их выпускают на "Конаковском фаянсе", а старые работы продаются за немалые деньги).

А "роман" с Конаковом начался у Фрих-Хара еще в 20-е годы, когда он, работая как скульптор с разными материалами, увидел фаянсовую скульптуру и загорелся: это то, что ему надо. Он отправился в Конаково, прожил там почти год, работая учеником в художественном цехе, учился, осваивал технологии, узнавал особенности керамики.

8.Созданный им носильщик тарелок немного похож на самого Фрих-Хара


9.Итогом года проведенного на заводе стал этот удивительный чайник в форме верблюда.
camel.jpeg

А вторая часть этой истории началась с того, что Фрих-Хар пришел в гости к Куйбышеву, которого знал по революционным годам, и его угостили кофе в чашках из советского фарфора, на которых было написано "Даешь нефть". Он возмутился и спросил: "Вы приглашали меня пить кофе или нефть?" Куйбышев засмеялся и предложил гостю самому заняться производством советского фарфора и фаянса, тем более, опыт есть. И в 1934 году Фрих-Хару было поручено организовать художественную лабораторию на Конаковском заводе (он возглявлял ее до своей смерти).
Художники, работавшие в лаборатории, фактически жили коммуной:  под лабораторию определили заброшенный деревенский дом в двух верстах от завода. Условия были суровые: товар зимой вывозили на караванах саней и с этим же караваном отправлялись в Конаково художники: "стояли страшные холода, и мы бежали за санями бегом, потому что усидеть на них было невозможно".
Работа шла, с рабочими складывались дружеские отношения: "все работавшие с нами чувствовали красоту... большинство мастеров были патриотами лаборатории и находили в ней большой жизненный смысл".

10.В Конакове Фрих-Хар сделал "Пушкина на диване", который получил золотую медаль в Париже
Скульптура «А. С. Пушкин на диване».jpg

Но еще до золотой медали в семье появились близнецы. Не раз они служили моделями родителям-художникам.
11.М.П.Холодная. Галя за пианино.
galya_za_pianino.jpg

Так начинался массовый советский фаянс - красивый, функциональный и недорогой. Фактически он был в кажой советской семье.

Tags: Тверская область, керамика, сюжет
Subscribe

Posts from This Journal “керамика” Tag

promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments