В заголовке доля шутки минимальна: в программе Нефорума блогеров числилась закрытая (то бишь, с доступом только участников) секция, посвященная научно-популярный блогам (или, современным языком, митап науч-поп блогеров). И состояться она должна была не где-нибудь, а на атомоходе Ленин. Конечно же, я подала заявку, причем меня интересовала и возможность побывать на легендарном ледоколе, и тематика секции. С недавних пор я стала участником ЖЖ-программы "Эпоха просвещения" и неожиданно поняла, что немалый опыт написания научно-популярных текстов мало пригоден для блогов. Поэтому было очень интересно узнать от успешных науч-поп блогеров о том, что такое науч-поп блог, чем он отличается от других блогов и как сделать его успешным и читаемым. Скажу сразу, что все доклады были отличными, докладчики - огонь, я узнала массу интересного и полезного про блоги, блогеров и блоговедение (не только науч-поп), но почти не получила ответов на свои вопросы.
Тех, кто интересуется содержанием докладов, а также интерьерами атомного ледокола Ленин (их меньше, чем хотелось бы, но все-таки есть), прошу под кат
2.Поднимаемся на ледокол
3.Деревянные панельки как на старых круизерах и до боли знакомый запах солярки
4.Трапы довольно крутые
5.
6.
7.Неожиданно среди ретро-обстановки обнаруживается современно оформленный уголок с небольшим конференц-залом. Так представляют в Росатоме будещее Мурманска
8.А я перехожу к изложению докладов
Первый докладчик - известный популяризатор астрономии Игорь Тирский - подробно рассказывал, что такое Яндекс-Дзен и как его вести, чтобы добиться успеха.
Основная аудитория Дзена - это женщины 35+ (правда у Игоря таких меньшинство). Подавляющее большинство приходят в его канал по ссылкам из Яндекса и не всегда понимают, куда попали (Любопытно, что пик посещаемости пришелся на Новый год и майские праздники, причем новых постов в это время не было, люди читали старые). Подписчиков мало, активные комментаторы составляют менее 1% аудитории. Хорошим показателем Игорь считает 3-5% кликов от общего числа показов поста. На что лучше кликают? На информацию, которой нет в СМИ, на заголовки с вопросительными словами или с числами (Топ-5 самых...). На яркую и контрастную картинку. Для того, чтобы получить хороший процент дочитываний (а это, если кто не знает, важнейший показатель в Дзене), пост начинающего блогера должен быть такой длины, чтобы его прочли за 2-3 минуты, не более. Хотя сейчас у Игоря дочитывают и 20-минутные посты.
Хорошая структура поста, по данным Игоря, такая: вопрос - ответ - ссылки. Люди любят истории, желательно их и преподносить: "как будто сидишь за столом и рассказываешь". Рерайт Википедии не заходит.
Наибольшее количество заходов в блог Игоря приходится на запрос про американский флаг на Луне. И это (добавляю от себя) свидетельствует, что сколько ни старайся просвещать, публика все равно в первую очередь приходит на "жареное".
9.Совершенно замечательный доклад был у девушки, известной в сети как Агния Огонек. Весело и задорно, при этом толково и самокритично она выступила на невеселую тему "Почему умирают Ютуб-каналы" , которую разобрала на собственном примере
Канал Агнии, который она ведет семь лет, имеет больше миллиона (!!) подписчиков, однако бОльшая их часть уже "мертвые души". Почему так получилось?
Тема у канала достаточно специфичная: история интернет-мемов. Агния считает, что за семь лет ее первые подписчики выросли, у них поменялись интересы, а новые подписчики не появились.Тем более, что про интернет-мемы теперь быстрее и проще узнать из поисковиков: мемы живут часто не более нескольких дней, а у Агнии уходит немало времения, чтобы сделать ролик.
Вторая причина - усталось. Агния - одиночка, у нее нет команды, она просто "выдохлась": немудрено. Время одиночек в блогах уходит ("Нужны команды, а не одиночки", с этого начала митап его ведущий Илья Абилов)
Теперь она планирует учесть ошибки и начать новый канал "с нуля". Надеюсь, у нее получится.
10. Следующий докладчик Филип Терехов aka lozga
11.Для Филипа блоги - это деятельность во внерабочее время: он работает в сфере IT, а ведет блог, посвященный популяризации космонавтики. За 6 лет создал около 400 текстов (современным языком, лонгридов). Пожалуй, главный его "секрет" - на следующем слайде.
В модном сейчас споре, умирает ли текст (в конкуренции с фото и видео), Филип считает, что текст не умрет: только он дает возможности поиска, структуру, систему ссылок.
Существует два типа текстовых блогов: ориентированных на рейтинг (Пикабу, Хабр) и ориентированные на подписчиков (ЖЖ). В первых легче "взлететь", но выбор Филипа - ЖЖ (хотя он представлен и на энном количестве других платформ), тем более, что там тоже есть механизмы продвижения.
При том, что все блоги Филипа - в основном про космонавтику, самый популярный его видеоролик - обзор электросамоката. Такова радость и боль популяризатора...
12.Блистательная Евгения Тимонова - ведущая популярного видеоканала "Все как у животных" - рассказывала про краудфандинг. было очень интересно, но ввиду отсутствия для меня практической ценности, на этом докладе я расслабилась и ничего не записывала.
13.Наконец, последний доклад, который я успела послушать (увы, приходилось разрываться), наверное, больше других отвечал моим ожиданиям. Виталий Егоров zelenyikot - тоже популяризатор космонавтики, причем хотя он всерьез увлекся космосом семь лет назад, ему удалось превратить свой интерес в профессию. У него уже и книга вышла.
А началось все с вдохновившей Виталия успешной посадки марсохода, для обсужждения он создал группу ВКонтакте, потом космические интересы ширились, число групп тоже.
Рецепт Виталия для блогеров: "Нужно делать события", иными словами, "Не рассказывайте новости - будьте новостью". Так, члены сообщества, созданного Виталием, нашли советский летательный аппарат Марс-3 (кстати, сделанный в Химках, в НПО Лавочкина), который в 1971 году совершил успешную посадку на Марс и начал передачу сигнала (увы, всего 14 секунд). Так вот, точное положение Марса-3 не было известно, пока его на снимках не нашли энтузиасты, и их находка была признана НАСА. Кто интересуется, почитайте, оно того стоит
Затем Виталий стал пресс-секретарем частной космической компании, потом занимался разными проектами, связанными с космосом.
А сейчас у него новый проект: сконструировать микроспутник, который полетит на Луну и сделает фото, чтобы точно выяснить, были ли американцы на Луне. Конечно, сам Виталий в этом не сомневается, но тема американцев на Луне - это возможность собрать средства с помощью того же краудфандинга. Впрочем, сейчас оказывается, есть и "плоскоземельники", которые сомеваются в том, что земля круглая...
Проектирование спутника на собранные краудфандингом деньги идет уже четыре года. Когда дело дойдет до воплощения и запуска, конечно, понадобятся совсем другие суммы, но Виталий оптимист: кто знает, какие возможности откроются...
14.Несколько фото зрителей. Анну Мильштейн я хорошо помню по блогу в ЖЖ, а сейчас она популярная инстаграмщица, у нее мамский блог @dvoe_v_zhivote - про близнецов и 664 тысячи (!!) подписчиков.
15.Аня a_nouchka
16.Докладчик стал зрителем. lozga