
Одна из самых старых церквей Москвы. Единственный старинный памятник в ультрасовременном парке "Зарядье" (если не считать зданий и церквей на Варварке по границе парка). Недоступный до последнего времени памятник архитектуры. Все это о красавице-церкви Зачатия Анны что в Углу, которая заслуживает того, чтобы рассказать о ней.
Почему Зачатия Анны?
Церковь получила название в честь зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Святая Анна вышла замуж за Иокама. Праведные супруги до глубокой старости не могли иметь детей. На протяжении многих лет они молили Бога о милости. Однажды к святой чете явился Ангел Господень и возвестил им о зачатии дочери, которую благословит весь род человеческий. Это произошло в Иерусалиме, где и родилась Мария, ставшая матерью Иисуса Христа.
Почему в Углу?
Церковь располагалась на окраине района Зарядья и примыкала к углу Китайгородской стены.
Сколько лет церкви?
Каменный храм на этом месте был упомянут уже в 1493 году. Он сильно пострадал во время пожара 1547 года, после него был отстроен заново и дошел до наших дней. То есть, церкви без малого 500 лет. Облик ее не раз менялся, но в середине XX века была проведена реставрация, восстановившая первоначальный вид.
В последнее время церковь находилась за забором, который огораживал сначала снос гостиницы "Россия", потом стройку парка "Зарядье". И наконец с открытием парка она предстала перед нами во всей красе.

Update. Переношу в текст поста комментарии от
В этом храме Перед первой мировой войной служил, только окончив семинарию, молодой батюшка Викентий – к сожалению, не помню фамилию. Потом в годы войны он добровольно был в действующей армии, попал в немецкий плен, служил службы в лагере (то время было ещё идиллическим, в лагерях возводились православные алтари). После окончания войны и случившейся в России революции обосновался в возродившейся Польше, служил в одном из православных храмов Вильно, там женился, но возглавить приход не успел, поскольку к глубокому сожалению ушёл из жизни, не дожив до сорока лет. Матушка Ксения после его смерти написала о нём воспоминания, содержащие в том числе пронесенную батюшкой через войну фотографию его первого, московского, храма, они были опубликованы тогда в двух номерах "Виленского православного слова". Я их читал многие-многие годы спустя у неё дома – матушка прожила свыше девяноста лет.
Так храм выглядел до Первой мировой войны. Существовала колокольня, значительно более поздней постройки, чем сам храм. Что-то похожее я видел на фотографии, опубликованной в выходившем в польском довоенном Вильно журнале на русском языке "Виленское православное слово".
Решение о восстановлении храма было принято после решения о строительстве гостиницы "Россия", речь шла о необходимом эстетическом обеспечении очей будущих иностранных постояльцев. Следуя голосу знающих историков архитектуры Москвы, колокольню, снесенную после революции в России, не восстанавливали, как существенно более позднюю, чем изначальная постройка.
Journal information