Трудно поверить, что трехдневное путешествие в соседнюю с Москвой область может оказаться настолько насыщенным впечатлениями, радостными открытиями, ожидаемыми и неожиданными интересными местами. Я постараюсь рассказать о нем в формате единственного поста, хотя это нелегко: материалов с лихвой хватило бы на недельную поездку (у меня в блоге постов о поездке получилось одиннадцать).
Наверное главным впечатлением от Рязанской глубинки стала радость родной земли, благодарность за то, что она есть и мы есть на ней. Может быть, это и есть патриотизм - не на уровне размышлений или лозунгов, но звуков, красок и запахов... А еще радость лета (дело было в июне) - полузабытое, детское, на уровне всех органов чувств: с яркими красками цветов и неба, дурманящими запахами цветущей липы, ощущениями солнечного тепла, комариных укусов, усталости от долгой ходьбы...
А теперь к основным вехам маршрута, которых оказалось немало.
Мыс Доброй Надежды.
В глубине Рязанщины есть деревня именно с таким потрясающим названием. И живет в ней человек, который устроил нечто, хорошо соответствующее названию деревни.
Рядом с домом, где живет Валерий была свалка, которую он расчистил и стал заполнять предметами своего творчества.
Сначала на него смотрели как на ненормального, потом оценили, и теперь окрестные жители приносят то, что может пригодится в творческом процессе. Необычный комплекс потихоньку разрастается. Проведена подсветка, а зимой перед Лениным ставят елку с лампочками.
Мы встретились и пообщались с Валерием: он вышел к нам, пока мы в изумлении бегали вокруг его детища с фотоаппаратами. Валерий думает, что надо делать красоту и тогда люди будут добрее. Очень хочется, чтобы он оказался прав...
Кадомский вениз и Кадом.
Мы забрались на самый край Рязанской области ради уникальной фабрики. Кадомский вениз - это искусство тончайшей вышивки, похожей на кружево. А еще это название фабрики, где отчаянно борясь за выживание, сохраняют старинное искусство. Мастерицы, создающие уникальные изделия, получают двенадцать тысяч рублей в месяц - и большое достижение то, что они их стабильно получают.
Кадом - это поселок, районный центр населением около 6000 человек. До Рязани 250 км, до ближайшей железнодорожной станции - 60 км. Поселок произвел сильное впечатление на залетную столичную туристку - не достопримечательностями, а стилем жизни. Кадомский вениз - единственное работающее в городе производства, не считая нескольких частных лесопилок.
После фабрики, наверное, самое сильное впечатление - кафе "Березка", по-видимому, единственная точка общепита в поселке. Мы там ужинали, а за соседним столиком сидела немаленькая компания, исключительно женская.
В компании было очень искреннее веселье с танцами под попсу, и это было как flashback... даже не знаю, на сколько лет назад. Точно не в последние СССР-овские годы, скорее откат в детство, когда я проводила лето в райцентре Конаково, где я помню и кафе, и демонстрацию, и жизнь в деревенском доме, и кино в ДК имени Воровского... В общем, тот вечер в кафе был пронзительным и прекрасным. Даже только ради него стоило ехать почти 500 километров.
Касимов.
После Рязанских деревень и поселков тридцатитысячный Касимов показался почти столичным городом. Первым делом мы отправились на местную ярмарку-фестиваль.
А потом мы гуляли по Касимову - радостно и беспорядочно, наслаждаясь спокойствием улиц, обилием цветов и зелени, ухоженностью аккуратных домов, неуловимым татарским духом этих мест, плавным течением Оки. Мы не заморачивались списком достопримечательностей, а в планах обязательного осмотра был единственный пункт: забраться на минарет. Мы его выполнили, свидетельство - на фото.
Неожиданные церкви Рязанщины.
В деревнях около Касимова сохранились деревянные церкви XVIII века. Мы объехали три из них. В их старинной простоте есть труднообъяснимое очарование.
А в поселке Гусь-Железный есть храм, стоя рядом с которым трудно представить, что ты на Рязанщине: кажется, что перед тобой - европейский готический собор. Неудивительно, что его создание приписывают Василию Баженову: имена других мастеров, способных построить такое чудо, не приходят в голову. В качестве возможных создателей этого чуда называют и касимовского архитектора Ивана Гагина. А история собора окутана мрачными легендами, связанными с именами заводчиков братьев Андрея и Ивана Баташевых.
Если собор в Гусь-Железном относительно известный, то про храмовый комплекс в селе Погост в шести километрах от него почти никто не знает. А жаль - это невероятной красоты и неплохой сохранности комплекс, конца XVIII - начала XIX века, который совершенно не ожидаешь увидеть в небольшом селе. Архитектором колокольни, возможно, был также Иван Гагин, хотя называют и Баженова, и Казакова, и даже Растрелли.
Мещёра
Мещёра - край цепочек торфяных озер и болот, дремучих лесов, неповторимых пейзажей, прекрасной природы центральной России, местами почти не тронутых цивилизацией. Центр Мещёры - на Рязанщине.
Знакомство с Мещёрой мы начали с музея деревянного зодчества рядом с городком Спас-Клепики. Этот музей - не самый интересный объект в нашей ноездке. Но...
В Спас-Клепиках в состязании за наше время между музеем Есенина и красотами Мещёры Есенин проиграл :) Зато красоты не разочаровали.
В поисках узкоколейки.
Мещёра когда-то была краем узкоколеек. Романтика узкой колеи будоражит энтузиастов, но найти "живую" узкоколейку не очень реально, во всяком случае, в центральной России. Даже от последней из них, которая в Википедии еще числится действующей, после упорных поисков мы нашли только несколько ржавых рельсов да остатки станции Пилево, где раньше пересекались дороги с широкой и узкой колеей.
Немного про дорогу и организацию.
Автопутешествия - нечастая радость для "бесправных" и "безлошадных" путешественников. Рязанскую поездку мы совершили благодаря частному гиду Константину Лисицыну, но это не был стандартный экскурсионный тур. Константин - автор идеи и маршрута поездки, он же договаривался о визите на фабрику "Кадомский вениз" и был основным водителем (иногда его сменяла его супруга Евгения). Но с достопримечательностями мы знакомились сами, а там, где позволяло время, каждый из участников нашей поездки гулял в соответствии со своими личными планами и интересами. Такой не вполне обычный формат очень хорош для "безлошадных" путешественников, тяготеющих к самостоятельности.
За три дня мы проехали почти ровно 1000 км (тысячный километр случился на МКАДе). Предпоследний сюрприз мы встретили перед отправлением в обратный путь.
А последний приятный сюрприз нам преподнесли воскресные пробки, точнее, их почти полное отсутствие на том пути, который предложил хитроумный навигатор. Воскресным июньским вечером от окрестностей города Спас-Клепики (227 км до Кремля) до Крылатского, где живут наши спутники, мы доехали за 4 с небольшим часа, а на такси от Крылатского до дома - за 15 минут.
Все это было почти год назад, и готовя пост, я задумалась о том, что подобный формат может оказаться востребованным именно сейчас, когда после долгого сидения на месте мы снова начнем путешествовать. Поездки в глубинку интересны и без музеев, нераскрученные достопримечательности не создают толп, а четыре человека в машине - это гораздо меньший риск, чем экскурсионная группа.
Я очень надеюсь, что это был не последний наш автопробег по России.