moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Categories:

Денежный переулок как предмет психологического исследования



А вы знаете, что будущие психологи должны обязательно изучать математику? Казалось бы, зачем? Дело в том, что экспериментальные исследования, без которых невозможна научная психология, это немного творчества, плюс математика и здравый смысл. Математика дается гуманитариям ой как тяжело, и увы, часто понимание заменяется бездумным нажиманием кнопок статистической программы.

Математическую основу психологического исследования непросто изложить в популярном блоге. А я хочу рассказать вам о результатах такого исследования, в котором я выступила неофициальным консультантом. Оно интересно тем, что удалось выполнить полноценную работу на материале моего хобби - городской среды, которым с моей подачи увлеклась подопечная студентка. Я уже об этом писала, но о самом исследовании не рассказывала.
Поэтому постараюсь изложить то, в основе чего лежит масса цифр, почти совсем без них. Правда кое-что вам придется принять на веру.

Итак, основная гипотеза исследования заключалась в том, что интересная информация об объектах городской среды изменяет ее восприятие, в том числе те его аспекты, которые с этой информацией никак не связаны.

Методика. Чтобы проверить гипотезу, по Денежному переулку около Арбата водили молодых людей и останавливали перед шестью заранее выбранными домами. Половине из них читали небольшой текст про историю домов (эти тексты вместе с фотографиями домов я выкладывала). Половину просто просили внимательно рассмотреть дом, и они молча стояли примерно столько времени, сколько в другой группе уходило на чтение текста (не больше минуты).
После этого обе группы просили оценить здание по 20-ти шкалам: красивое - некрасивое, помпезное - простое, гармоничное - эклектичное и пр.

После окончания прогулки все усаживались в кафе и рисовали схему переулка, как они ее запомнили. А также в начале и в конце все заполняли опросники, в котором оценивали свое самочувствие, настроение и эмоциональное состояние.
Иными словами, мы смотрели, как влияют рассказы на три фактора:
- Оценку домов
- Запоминание пространства переулка
- Эмоционального состояния

Результаты. Скажу сразу, что рассказы влияли на все три изучаемых фактора. И чтобы доказать воздействие рассказов, исключить случайности, математика как раз и нужна. Она позволяет говорить только о таких результатах, где случайность исключена с вероятностью как минимум 95%, а чаще - 99%.

Самой интересной оказалась часть исследования, связанная с нарисованными схемами переулка. Можно понять, что группа, слушавшая рассказы, чаще изображала на них те здания, о которых им рассказывали. Но они чаще отмечали на схеме переулки, которые они проходили, высотку МИДа, а также парковку, вывески "Оптика", "Ортопедия" и "Аренда"! И в целом отмечали больше объектов.




Казалось бы, какое отношение к этому имеют рассказы об истории домов? Получается, что имеют!

После этого вы вряд ли удивитесь, если я скажу, что после прослушивания рассказов большинство зданий оценивались как более комфортные и красивые, менее безликие и отчужденные. Для некоторых зданий были получены и другие различия - и что важно, практически все оценки были более "позитивными" в группе, слушавшей рассказы. Также в этой группе к концу прогулки по сравнению с ее началом улучшалось самочувствие, поднималось настроение, люди в большей степени испытывали радость и удивление. В другой группе, к концу прогулки ухудшались показатели самочувствия, активности, настроения, люди испытывали больше отвращения и презрения.

Не знаю, как вам, а мне удивительно, что такое влияние оказали шесть коротких рассказиков! Но факты - вещь упрямая.
Как это можно объяснить? Могу предложить не меньше трех вариантов объяснений.

Вариант 1. Было интересно! Иными словами, интересные рассказы улучшали эмоциональный фон, а уже он влиял на оценку зданий и запоминание пространства переулка.

Вариант 2. Помогли вниманию. Если принять эту версию, то мы не очень хорошо умеем видеть окружающее нас пространство, даже если нас ставят напротив здания и говорят "Смотрите". А если помочь рассказом, показать, на что смотреть, это направляет внимание, делает восприятие более осмысленным и содержательным, причем это касается не только домов, о которых рассказ, но и пространства в целом. Ну и настроение улучшается.

Вариант 3. Появился смысл. Рассказ "включает" дома в нашу жизнь, позволяет провести связи с чем-то знакомым и важным, прогулка становится частью нашего жизненного опыта. Поэтому показатели улучшаются. А без рассказа не получается...

Зачем такое исследование нужно? С одной стороны, результаты могут быть интересны экскурсоводам. Но мне кажется более важным (хотя и утопичным) создание программ по адаптации людей в новой для них среде. Не секрет, что современный город для многих остается чужим и недружелюбным. Исследование говорит нам, что если городская среда обрастает историями, сюжетами, смыслами, ты лучше ориентируешься в ней, лучше относишься к ней и испытываешь положительные эмоции. Почему бы не использовать это на всеобщее благо?

Tags: #92днялета, Арбатская, проблемное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments