
А вы знаете, что будущие психологи должны обязательно изучать математику? Казалось бы, зачем? Дело в том, что экспериментальные исследования, без которых невозможна научная психология, это немного творчества, плюс математика и здравый смысл. Математика дается гуманитариям ой как тяжело, и увы, часто понимание заменяется бездумным нажиманием кнопок статистической программы.
Математическую основу психологического исследования непросто изложить в популярном блоге. А я хочу рассказать вам о результатах такого исследования, в котором я выступила неофициальным консультантом. Оно интересно тем, что удалось выполнить полноценную работу на материале моего хобби - городской среды, которым с моей подачи увлеклась подопечная студентка. Я уже об этом писала, но о самом исследовании не рассказывала.
Поэтому постараюсь изложить то, в основе чего лежит масса цифр, почти совсем без них. Правда кое-что вам придется принять на веру.
Итак, основная гипотеза исследования заключалась в том, что интересная информация об объектах городской среды изменяет ее восприятие, в том числе те его аспекты, которые с этой информацией никак не связаны.
Методика. Чтобы проверить гипотезу, по Денежному переулку около Арбата водили молодых людей и останавливали перед шестью заранее выбранными домами. Половине из них читали небольшой текст про историю домов (эти тексты вместе с фотографиями домов я выкладывала). Половину просто просили внимательно рассмотреть дом, и они молча стояли примерно столько времени, сколько в другой группе уходило на чтение текста (не больше минуты).
После этого обе группы просили оценить здание по 20-ти шкалам: красивое - некрасивое, помпезное - простое, гармоничное - эклектичное и пр.
После окончания прогулки все усаживались в кафе и рисовали схему переулка, как они ее запомнили. А также в начале и в конце все заполняли опросники, в котором оценивали свое самочувствие, настроение и эмоциональное состояние.
Иными словами, мы смотрели, как влияют рассказы на три фактора:
- Оценку домов
- Запоминание пространства переулка
- Эмоционального состояния
Результаты. Скажу сразу, что рассказы влияли на все три изучаемых фактора. И чтобы доказать воздействие рассказов, исключить случайности, математика как раз и нужна. Она позволяет говорить только о таких результатах, где случайность исключена с вероятностью как минимум 95%, а чаще - 99%.
Самой интересной оказалась часть исследования, связанная с нарисованными схемами переулка. Можно понять, что группа, слушавшая рассказы, чаще изображала на них те здания, о которых им рассказывали. Но они чаще отмечали на схеме переулки, которые они проходили, высотку МИДа, а также парковку, вывески "Оптика", "Ортопедия" и "Аренда"! И в целом отмечали больше объектов.

Казалось бы, какое отношение к этому имеют рассказы об истории домов? Получается, что имеют!
После этого вы вряд ли удивитесь, если я скажу, что после прослушивания рассказов большинство зданий оценивались как более комфортные и красивые, менее безликие и отчужденные. Для некоторых зданий были получены и другие различия - и что важно, практически все оценки были более "позитивными" в группе, слушавшей рассказы. Также в этой группе к концу прогулки по сравнению с ее началом улучшалось самочувствие, поднималось настроение, люди в большей степени испытывали радость и удивление. В другой группе, к концу прогулки ухудшались показатели самочувствия, активности, настроения, люди испытывали больше отвращения и презрения.
Не знаю, как вам, а мне удивительно, что такое влияние оказали шесть коротких рассказиков! Но факты - вещь упрямая.
Как это можно объяснить? Могу предложить не меньше трех вариантов объяснений.
Вариант 1. Было интересно! Иными словами, интересные рассказы улучшали эмоциональный фон, а уже он влиял на оценку зданий и запоминание пространства переулка.
Вариант 2. Помогли вниманию. Если принять эту версию, то мы не очень хорошо умеем видеть окружающее нас пространство, даже если нас ставят напротив здания и говорят "Смотрите". А если помочь рассказом, показать, на что смотреть, это направляет внимание, делает восприятие более осмысленным и содержательным, причем это касается не только домов, о которых рассказ, но и пространства в целом. Ну и настроение улучшается.
Вариант 3. Появился смысл. Рассказ "включает" дома в нашу жизнь, позволяет провести связи с чем-то знакомым и важным, прогулка становится частью нашего жизненного опыта. Поэтому показатели улучшаются. А без рассказа не получается...
Зачем такое исследование нужно? С одной стороны, результаты могут быть интересны экскурсоводам. Но мне кажется более важным (хотя и утопичным) создание программ по адаптации людей в новой для них среде. Не секрет, что современный город для многих остается чужим и недружелюбным. Исследование говорит нам, что если городская среда обрастает историями, сюжетами, смыслами, ты лучше ориентируешься в ней, лучше относишься к ней и испытываешь положительные эмоции. Почему бы не использовать это на всеобщее благо?
