moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Category:

Современный туризм и современный турист - какие они?



По случаю Всемирного дня туризма хочу предложить вам фрагменты двух аналитических материалов от экспертов по проблемам туризма. К подготовке материалов я имела отношение, и они показались мне интересными, причем для любителей туризма  самое интересное возможно, не связано с основной тематикой материалов. Владислав Шулаев размышлял о туристических брендах и как они могут помочь развитию туризма, а меня больше всего заинтересовал его прогноз развития постоквидного туризма.  Наталия Белякова рассказывала об арт-кластерах,  о том, каким туристам они могут быть интересны и почему, а мне понравились описанные ей "типажи" туристов. Именно об этом я и расскажу и предложу вам поразмышлять на предложенные темы.
Итак, основными тенденциями "постоквидного" туризма в России по Владиславу Шулаеву станут:

- Доля индивидуального туризма, а также малых групп и экологического туризма, скорее всего, возрастет: люди будут предпочитать поездки, где легче соблюдать социальное дистанцирование.
- Люди, выпущенные на относительно туристическую свободу, поедут, прежде всего, туда, куда им очень хотелось в 2020 году. Искать новые места и знакомиться с новыми локальными брендами, в массовом порядке «постковидный» турист поедет намного позже.
- Люди поедут туда, куда им очень нужно, там, где их ждёт немедленная польза. Поэтому достаточно быстро восстановятся деловой, медицинский, образовательный туризм, а также рекреационный, бальнеологический и СПА-туризм, которые перешли в разряд обязательных в условиях современных рабочих перегрузок.

·Люди (и прежде всего молодые) будут выбирать туры с опорой на информацию из Интернета и социальных сетей. Причём коронавирус во многом «обнулил» прежние репутации, поэтому будут цениться опыт, описания и отзывы, начиная со второй половины 2020 года.
-Учитывая повышение цен и свои сложности авиасообщения, можно предположить рост популярности такого сегмента «внутреннего туризма» как “локальный туризм” - путешествия между соседними регионами и внутри субъекта Федерации.


Надо сказать, что эти прогнозы давались тогда, когда "посткарантинный туризм" только-только набирал обороты, и сейчас уже можно острожно сравнивать их с первыми итогами сезона 2020. Понимаю, что у меня весьма специфическая выборка знакомых туристов, но на ней прогноз о том, что люди не поедут искать новые места, не оправдался. Скорее, люди вспоминали свои давние желания, связанные с Россией, которые откладывались в долгий ящик, потому что проигрывали заграничным направлениям. И вот настал их черед. Причем бюджеты, рассчитанные на заграницу, с готовностью тратились в России. В итоге сразу несколько друзей из френдленты достигли Маньпупунера, а одна - даже Шантарских островов (мало кто знает, что это такое, скажу лишь, что я прикидывала бюджет и поняла, что Перу, похоже, дешевле). Многие другие экзотические российские направления, которых скорее всего, не было в предварительных планах на лето, также были освоены друзьями.

Я очень надеюсь, что в связи с новыми тенденциями, турбизнес наконец заметит самостоятельных туристов. Иногда мне кажется, что для турбизнеса существует лишь турист, упакованный в 40-местный автобус, которого можно провести по набору экскурсионных объектов, потом в сувенирный киоск, потом на комлексный обед, потом в отель - и наконец отправить домой, выкачав из него максимум денег. Остальные варианты настолько менее выгодны и более трудозатратны, что не заслуживают внимания.

Я конечно слегка утрирую; хочу, чтобы вы поняли, почему мне было интересно читать о - скажем так - типажах нетипичных туристах - о которых эксперты туристической сферы все-таки думают.
Наталия Белякова не предлагала классификации, она рассказывала о тех типах туристов, которых заинтересуют арт-кластеры. Но мне кажется, ее описания интересны и безотносительно темы арт-кластеров:

Туристы "новой искренности"Для этих туристов  характерна своя потребительская оптика. Для них туризм - это прежде всего путешествие за впечатлениями, в котором нет или мало места “должен видеть”, “обязан посетить” и так далее. Никто никому не должен, тур - погоня за эмоциями, а не исполнение “культурного долга”. Не хочу идти в ногу по маршруту из Lonely Planet, хочу собрать тур сам или хотя бы иметь возможность включить в него места, которые отвечают моим интересам. Никакого снобизма! Концепт “новой искренности” учит нас, что стремление найти самые “правильные” карельские калитки заслуживает не меньшего уважения, чем жажда увидеть своими глазами Кижи.  Для такого туриста креативное пространство - то самое “место сборки”, где можно ухватить реальность города, то, что отличает его от других городов. Наблюдение за резидентами в естественной среде обитания, сравнение себя с ними, а то и присоединение - вот зачем в наш век онлайн-путешествий стоит физически трогаться с места.

Наталия связывает этот тип туристов с возрастом, считая, что он встречается среди тех, кто моложе 40. Я опираясь на собственный опыт (почувствовала немало "родного" в этом описании, впрочем, как и в описании двух других категорий) и опыт своих сверстников, в возрастной "связке" сомневаюсь.

"Продвинутые" туристы. Это те, кто избегает исхоженных троп. Они принципиально не будут стоять в очереди в Эрмитаж и предпочтут альтернативный вариант. В том числе - креативный кластер, само посещение которого демонстрирует оригинальность личного выбора. Для этой категории репрезентация крайне важна.

Туристы нулевого километра. Этот тип досуга особенно активизировался после ковида - автопутешественники стали ездить на расстояние “одного бака”, на 1-2 дня. Да что там пригород: ритуал воскресного выезда “в центр”, характерный для жителей больших агломераций, некоторые исследователи выделяют сегодня в отдельный вид туризма.


Любопытно? Есть о чем поговорить?
Дорогие читатели, согласны ли вы с мнением уважаемых экспертов? Как вы оцениваете перспективы российского постковидного туризма? Узнаваемы ли типажи? Относите ли вы себя к какому-то из них? Какие еще типажи туристов заслуживают описания?

Tags: #блогерскаяосень, проблемное, путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo moscow_i_ya september 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →