moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Categories:

География как теория путешествий, или как я пошла учиться



Сегодня я рассказываю о том, где и почему я начала учиться географии, что общего между географией и психологией, каковы впечатления от обучения академической дисциплине после стольких лет в шкуре преподавателя и как я выполняла первое практическое задания нового курса. Карта на верхнем фото - как раз один из вариантов выполненного задания.

Почему я пошла учиться географии? Скорее надо задать другой вопрос: почему я сделала это так поздно? География присутствовала в моей жизни практически с рождения (в силу работы родителей), и в детстве я была уверена, что стану географом. Почему не стала - отдельная история. Но география осталась в виде тяги к путешествиям, которая объединила нас с мужем (его родители - геологи). География периодически проявлялась в моей научной работе - основная часть моей диссертации, если отбросить наукообразие, посвящена тому, как люди запоминают карты, связанные с их профессиональной деятельностью. Последние студенческие работы, которыми я руководила, были связаны с восприятием и запоминанием городской среды (про одну из них я недавно писала). А новая работа - это почти география: она посвящена созданию карты локальных культурных брендов России/

Думаю, вы поймете, что я сделала, когда мне прислали ссылку на программу курса "Введение в географию: чтение культуры по ландшафту". Автор курса, В.Л.Каганский, считал, что "научная география – это систематизированный итог творческого переживания многообразия ландшафтного покрова путем движения в нем – путешествия". Конечно, я тут же записалась. Сейчас по итогам 5 занятий уже могу кое-что определенное сказать.
Курс, судя по составу слушателей, можно назвать "география для негеографов" или даже "география для гуманитариев". Казалось бы, где гуманитарные науки и где география? Однако, они гораздо ближе, чем можно подумать. Вот к примеру, что такое путешествие по Каганскому? Это познавательная деятельность для постижения ландшафтов, которая дает целостный образ местности. Или, немного по-другому, путешествие - это перемещение, которому сопутствует знание о ландшафте и понимание его, а также личностное переживание и самоизменение. Почти психология :))
Любопытно, что география по Каганскому - это стиль жизни, она неотделима от путешествий. Опять же, похоже на психологию, где часто трудно отделить личное от профессионального.
И кстати, чем отличается турист от путешественника? Турист взаимодействует с ландшафтом, чтобы он (ландшафт) был ему приятен, а путешественник - чтобы был понятен. Сразу задумалась, а кто же я? пожалуй, где-то на середине. Продвинет ли курс на пути от туриста к путешественнику? Не знаю, но не исключаю.

На самом деле, такой слегка гуманитарный сдвиг географии связан с ее историей. Во времена СССР информационные связи с зарубежной наукой были минимальны, и они компенсировались обширными неформальными междисциплинарными связями. А что общего у ученых разных специальностей? Прежде всего, вопросы методологии (хотя не только они). Поэтому наука в интерпретации участников таких семинаров часто имеет сильный методологический крен.
К чему я это рассказываю? К тому что, несмотря на университетское образование и степень кандидата наук, методология - совершенно не мое. У меня практически ориентированное мышление, и если я не могу применить информацию к конкретным вещам, воспринимаю ее с большим трудом. Так было во время учебы, так и осталось. Но вспоминая студенческие времена (в психологии всегда было много методологов), я старалась вникнуть в абстрактное изложение: во-первых, местами было интересно (чаще, когда шли примеры), а во-вторых - должна же я шевелить извилинами, чтобы они не заржавели.
И только к пятой лекции паззлы начали складываться и стало по-настоящему интересно. И тут как раз первое подоспело практическое задание, которое я делала, забросив срочные дела. Результатами хочу поделиться с вами.

Итак, в задании требовалось очертить на карте два вида пространства:
1.Мой район - то, про что могу сказать "я живу здесь"
2.Пространство жизненной активности, в котором я провожу бОльшую часть времени: кроме отпусков и путешествий.
У меня получилось не два, а три пространства (два варианта по п.2). Чтобы их показать на карте, пришлось вводить дополнительные критерии. Все три можно посмотреть на интерактивной карте. А здесь я покажу скрины.

Мой район (красный) - получился зоной сравнительно регулярных пешеходных прогулок, иногда с небольшим проездом на автобусе (отмечен наш дом).


Пространство активности (синее) я определила так: это места, которые мы считаем знакомыми, куда возвращаемся. Критерий: мы здесь были хотя бы дважды за последние три года (после переезда), либо были один раз, но собираемся побывать еще. Это вся Москва внутри МКАД, все Химки, местность вокруг Ленинградского шоссе и Октябрьской железной дороги до Зеленограда и чуть дальше, существенная часть Долгопрудного, кусочки, относящиеся к Красногорску и даже к Мытищам. Плюс два далеко отстоящих от них "анклава" - Тверь и Дубна.


Я нарисовала эту карту, а потом стала думать: куда же деть наши многочиленные короткие поездки? И пришлось рисовать третью карту - зеленую (в начале поста), где отражены наши поездки за последние 10 лет. Но чтобы не раздувать карту до бесконечности, я поставила два четких критерия: поездки не более, чем на 2 дня (будем считать, что три дня - это уже отпуск) и без авиаперелетов.
Конечно, Петербург на карте выглядит не вполне уместно. Но факт нашей жизни: съездить туда гораздо проще, чем в Весьегонск или даже в Козельск.

Результат показался интересным и вполне познавательным. кстати, у мужа, который регулярно ездит на велосипеде, первое пространство (красное) получилось совсем другим, а синее и зеленое у нас совпадает.

На всякий случай. Обучение платное, но оплата вряд ли составит проблему для мало-мальски мотивированного человека. Проходит оно через так называемый Neon University (кто захочет - нагуглит). Можно бесплатно посмотреть вводную лекцию, а если кто-то  захочет присоединиться, это еще можно сделать: прошедшие лекции доступны в записи, осталось еще восемь.
Tags: #блогерскаяосень, путешествия, учеба
Subscribe

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • Год путешествий: итоги и тренды

    Началась предновогодняя неделя - праздничные посты и подведение итогов. Сегодня - уже почти традиционный пост, где обозначаю пять главных трендов…

  • Организованный туризм: за и против

    Очень интересно сравнить свое мнение с разницей в 4 года. Такую возможность дает марафон #летниедни, повторяя задания четырехлетней давности.…

  • Мои погодные аномалии

    В среду столицу снова накроет водяной шквал такой мощности, что прогнозируется выпадение до половины всей июньской нормы осадков (41 мм). Это при…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • Год путешествий: итоги и тренды

    Началась предновогодняя неделя - праздничные посты и подведение итогов. Сегодня - уже почти традиционный пост, где обозначаю пять главных трендов…

  • Организованный туризм: за и против

    Очень интересно сравнить свое мнение с разницей в 4 года. Такую возможность дает марафон #летниедни, повторяя задания четырехлетней давности.…

  • Мои погодные аномалии

    В среду столицу снова накроет водяной шквал такой мощности, что прогнозируется выпадение до половины всей июньской нормы осадков (41 мм). Это при…