
Сегодня я рассказываю о том, где и почему я начала учиться географии, что общего между географией и психологией, каковы впечатления от обучения академической дисциплине после стольких лет в шкуре преподавателя и как я выполняла первое практическое задания нового курса. Карта на верхнем фото - как раз один из вариантов выполненного задания.
Почему я пошла учиться географии? Скорее надо задать другой вопрос: почему я сделала это так поздно? География присутствовала в моей жизни практически с рождения (в силу работы родителей), и в детстве я была уверена, что стану географом. Почему не стала - отдельная история. Но география осталась в виде тяги к путешествиям, которая объединила нас с мужем (его родители - геологи). География периодически проявлялась в моей научной работе - основная часть моей диссертации, если отбросить наукообразие, посвящена тому, как люди запоминают карты, связанные с их профессиональной деятельностью. Последние студенческие работы, которыми я руководила, были связаны с восприятием и запоминанием городской среды (про одну из них я недавно писала). А новая работа - это почти география: она посвящена созданию карты локальных культурных брендов России/
Думаю, вы поймете, что я сделала, когда мне прислали ссылку на программу курса "Введение в географию: чтение культуры по ландшафту". Автор курса, В.Л.Каганский, считал, что "научная география – это систематизированный итог творческого переживания многообразия ландшафтного покрова путем движения в нем – путешествия". Конечно, я тут же записалась. Сейчас по итогам 5 занятий уже могу кое-что определенное сказать.
Курс, судя по составу слушателей, можно назвать "география для негеографов" или даже "география для гуманитариев". Казалось бы, где гуманитарные науки и где география? Однако, они гораздо ближе, чем можно подумать. Вот к примеру, что такое путешествие по Каганскому? Это познавательная деятельность для постижения ландшафтов, которая дает целостный образ местности. Или, немного по-другому, путешествие - это перемещение, которому сопутствует знание о ландшафте и понимание его, а также личностное переживание и самоизменение. Почти психология :))
Любопытно, что география по Каганскому - это стиль жизни, она неотделима от путешествий. Опять же, похоже на психологию, где часто трудно отделить личное от профессионального.
И кстати, чем отличается турист от путешественника? Турист взаимодействует с ландшафтом, чтобы он (ландшафт) был ему приятен, а путешественник - чтобы был понятен. Сразу задумалась, а кто же я? пожалуй, где-то на середине. Продвинет ли курс на пути от туриста к путешественнику? Не знаю, но не исключаю.
На самом деле, такой слегка гуманитарный сдвиг географии связан с ее историей. Во времена СССР информационные связи с зарубежной наукой были минимальны, и они компенсировались обширными неформальными междисциплинарными связями. А что общего у ученых разных специальностей? Прежде всего, вопросы методологии (хотя не только они). Поэтому наука в интерпретации участников таких семинаров часто имеет сильный методологический крен.
К чему я это рассказываю? К тому что, несмотря на университетское образование и степень кандидата наук, методология - совершенно не мое. У меня практически ориентированное мышление, и если я не могу применить информацию к конкретным вещам, воспринимаю ее с большим трудом. Так было во время учебы, так и осталось. Но вспоминая студенческие времена (в психологии всегда было много методологов), я старалась вникнуть в абстрактное изложение: во-первых, местами было интересно (чаще, когда шли примеры), а во-вторых - должна же я шевелить извилинами, чтобы они не заржавели.
И только к пятой лекции паззлы начали складываться и стало по-настоящему интересно. И тут как раз первое подоспело практическое задание, которое я делала, забросив срочные дела. Результатами хочу поделиться с вами.
Итак, в задании требовалось очертить на карте два вида пространства:
1.Мой район - то, про что могу сказать "я живу здесь"
2.Пространство жизненной активности, в котором я провожу бОльшую часть времени: кроме отпусков и путешествий.
У меня получилось не два, а три пространства (два варианта по п.2). Чтобы их показать на карте, пришлось вводить дополнительные критерии. Все три можно посмотреть на интерактивной карте. А здесь я покажу скрины.
Мой район (красный) - получился зоной сравнительно регулярных пешеходных прогулок, иногда с небольшим проездом на автобусе (отмечен наш дом).

Пространство активности (синее) я определила так: это места, которые мы считаем знакомыми, куда возвращаемся. Критерий: мы здесь были хотя бы дважды за последние три года (после переезда), либо были один раз, но собираемся побывать еще. Это вся Москва внутри МКАД, все Химки, местность вокруг Ленинградского шоссе и Октябрьской железной дороги до Зеленограда и чуть дальше, существенная часть Долгопрудного, кусочки, относящиеся к Красногорску и даже к Мытищам. Плюс два далеко отстоящих от них "анклава" - Тверь и Дубна.

Я нарисовала эту карту, а потом стала думать: куда же деть наши многочиленные короткие поездки? И пришлось рисовать третью карту - зеленую (в начале поста), где отражены наши поездки за последние 10 лет. Но чтобы не раздувать карту до бесконечности, я поставила два четких критерия: поездки не более, чем на 2 дня (будем считать, что три дня - это уже отпуск) и без авиаперелетов.
Конечно, Петербург на карте выглядит не вполне уместно. Но факт нашей жизни: съездить туда гораздо проще, чем в Весьегонск или даже в Козельск.
Результат показался интересным и вполне познавательным. кстати, у мужа, который регулярно ездит на велосипеде, первое пространство (красное) получилось совсем другим, а синее и зеленое у нас совпадает.
На всякий случай. Обучение платное, но оплата вряд ли составит проблему для мало-мальски мотивированного человека. Проходит оно через так называемый Neon University (кто захочет - нагуглит). Можно бесплатно посмотреть вводную лекцию, а если кто-то захочет присоединиться, это еще можно сделать: прошедшие лекции доступны в записи, осталось еще восемь.