
Самая удивительная история, которую мы узнали во время августовской поездки по Липецкой земле, связана с усадьбой Пальна-Михайловка. Усадебная жизнь - сама по себе легенда, и порой случается, что эта легенда находит продолжение в XXI веке.
Про старую историю усадьбы и ее владельцев - семью Стаховичей - можно рассказывать немало. С высоты столичного снобизма нам нелегко представить, что усыпальницу обитателей российской глубинки проектировал великий Жилярди (верхнее фото), а главный усадебный дом - Александр Витберг, автор несостоявшегося проекта храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. В имении Стаховичей стоял чуть ли не первый в России памятник Пушкину работы еще одного выдающегося зодчего - Ивана Витали
Но я не знаток усадебных историй, они - лишь фон для сюжета о последнем из Стаховичей. Однако фото этот очень красив, поэтому для начала мы посмотрим усадьбу.
2.Постройка Витберга сгорела в начале XX века, и хозяева усадьбы построили новый дом, максимально приближенный к сгоревшему

3.

4."Протокольное" фото нашей группы

5.Две ветви семьи Стаховичей были разделены рекой. Путь по прекрасному парку не очень близкий, но раньше братья могли приветствовать друг друга каждый со своего балкона. Сейчас деревья разрослись, и это с трудом можно представить

6. Дом на другом берегу реки выполнен в английском стиле, других построек хватит на небольшую английскую деревню

7.Реставрация, увы, не завершена

8.

9.Еще одно фото усыпальницы XVIII века

И мы переносимся ближе к нашему времени. Потомок Стаховичей, о котором пойдет речь, Михаил Михайлович Стахович, родился в 1921 году в Италии, жил в Австрии и в США, был профессиональным теннисистом, входил в десятку сильнейших теннисистов мира.
Впервые он приехал в Россию в 1990 году, раньше это было проблематично. Позже он вспоминал об этом так:
Когда я в первый раз приехал в Россию (это было большой авантюрой), я чувствовал себя так, как будто вернулся на родину. Я чувствовал себя русским.
Он стал приезжать регулярно, он (его же словами) ничего не хотел себе возвращать, а наоборот, хотел отдавать – помогать восстанавливать положительные стороны русской жизни. Идеалист, в общем... Во многом его стараниями усадьба была признана памятником культуры федерального значения, в ней появился небольшой музей, раз в год стали устраивать балы.
К этому времени он был вдовцом, а в Пальне влюбился в руководительницу местного детского центра, который по иронии судьбы располагался в бывшем усадебном доме. Татьяна была моложе его на 42 года, она несколько раз отказывала, когда получала предложение руки и сердца, но все же не устояла. Сначала пара поселилась в доме Татьяны, потом удалось построить дом с помощью спонсоров, которых нашел Шамиль Тарпищев (тренер Ельцина, кто не помнит) из уважения к теннисным заслугам Стаховича.
Михаил и татьяна прожили вместе несколько лет, пока Стахович не умер в 2016 году в возрасте 94 лет.
Я бы хотела закончить рассказ на оптимистичной ноте. Но последнее, что я нашла в сети о Татьяне Стахович - это то, что руководимый ей детский центр выселили из усадебного дома. В памятнике федерального значения слишком дорогая аренда... А новое здание клуба не положено: слишком маленькая деревня.
Вот такая странная история. Я собиралась ее рассказать с августа, который теперь кажется бесконечно далеким...
10.

Journal information