moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Categories:

Заусайловы, или о возвращении к истокам



Сто лет, дед, отец, пожилой уже внук основателя... Вот тут меня и накрыло опять обидой за свою страну. Нет у нас таких историй, все прервались в известные времена, нет фамильных, семейных бизнес-традиций. Оборваны былые и очень трудно основать новые.

Написано... неважно из какой страны, но очевидно не из нашей. Запомнилось - и очень хотелось возразить. И теперь мне есть, чем возразить. Правда это скорее не о бизнесе, а о наследии предков в широком смысле: о возвращении на родную землю и о стремлении сделать эту землю лучше. Елецкая земля подарила мне целых четыре таких истории, я не знаю, сколько их на просторах остальной России: может быть, именно Елец обладает особой силой, притягивающей потомков тех, кто здесь жил. Три истории я рассказывала раньше (только напомню), а сегодня последняя, самая удивительная...

Сейчас мы часто произносим слово "провинция" пренебрежительно. А раньше провинция составляла силу и славу России. Лучшие архитекторы не гнушались строить в Ельце и его окрестностях (Доменико Жилярди, Иван Витали, Александр Витберг, Константин Тон, Абрамцевские керамические мастерские), брат императора не раз приезжал в Елец в гости к купцу Заусайлову, и вся Российская империя знала, что лучшая махорка - Заусайловская. До революции в Ельце было 50 купцов первой гильдии, 120 - второй, 700 - третьей (а прошлым летом наша экскурсовод, которая была из Липецка, клялась мне, что в Ельце 20, ну от силы 30 тысяч жителей - по-видимому, стотысячный университетский город Елец с высоты областного центра казался ей захолустьем).

Сто с лишним лет назад, в 1887 году Александр Николаевич Заусайлов стал наследником табачной фабрики в городе Елец, основанной его дедом. Фабрика, как я написала, была известна на всю страну, она проработала до конца XX века, но новых веяний не выдержала :( Сейчас она выглядит так:



Однако для людей XXI века Заусайлов - это прежде всего потрясающей красоты здания, появившиеся благодаря Александру Заусайлову (подробнее).

Ясли для детей работниц той самой табачной фабрики. Вот так в царской России капиталисты заботились о своих работниках



Великокняжеский храм



Дом призрения (на современном языке, дом престарелых) рядом с храмом



Александр Николаевич Заусайлов умер в 1915 году и был похоронен в Великокняжеском храме



А в XXI веке был установлен бюст



После смерти Александра Заусайлова фабрика отошла к его брату Митрофану. И дальше красивых фото уже не будет. Ибо рассказ уже - о совсем другом времени...

Фабрика, конечно, была экспроприирована, Митрофан Заусайлов работал санитаром, кустарем, на временных работах. В 1930 году был арестован, получил срок 3 года лагерей. Вернувшись, работал дворником в Липецке, умер в 1937 году от туберкулеза, полученного в лагерях.

Сын Митрофана Александр после войны остался в Ашхабаде, где родился его сын Владимир. Времена были такие, что о своих предках и происхождении Александр ничего не рассказывал. О них Владимир узнал уже в 80-е годы, после начала перестройки, от своего дяди. Дядя по памяти нарисовал карту города, где отметил дома Заусайловых, и передал племяннику генеалогическое древо семьи.
И в 1987 году инженер Владимир Заусайлов впервые приехал в Елец.

У меня было такое чувство, будто за сорок лет впервые попал домой. Тогда и решил: с кочевой жизнью покончено, никакая сила меня теперь из Ельца не сдвинет.

И в 1991 году он переехал в город своих предков. Помещение в старом Заусайловском доме (напротив Великокняжеского храма) в аренду ему не дали. Пытался приобрести акции тогда еще живой табачной фабрики, но и это не разрешили Только когда фабрика остановилась, он приобрел несколько акций - чтобы почувствовать себя хоть чуть-чуть владельцем и наследником своих предков. У него открылась коммерческая жилка (тоже наследие предков, по-видимому), и он занялся предпринимательством, открыл антикварный магазин в центре города. Все свободное время и деньги отдавал краеведению - изучению купеческого Ельца.



Создал сайт, собрал собрал досье на 5000 фамилий. Нарисовал карту старого города за 1908 год: на каждом доме - фамилия.



Оказывается память предков - это чрезвычайно важно.

Однажды был звонок из Москвы: "Меня интересуют Желудковы". Приезжайте, отвечаю, все расскажу, покажу. Купец Желудков был деятельным и талантливым человеком, его мясная лавка в Ельце славилась на всю Россию. Вскоре после звонка приехал родственник Желудкова. По виду - большой начальник, лицо каменное, держится холодно. Прошлись по Ельцу - ноль эмоций, чужое ему все. Напоследок подвожу к дому на Торговой: вот в этом здании была лавка вашего деда. Он подошел, уткнулся в стену, гладит ее, а по щекам слезы.

Владимир организовывал съезды потомков жителей старого Ельца. Прошло три таких съезда, приезжали 150 человек со всей России и из зарубежья. Однако потомков Александра Заусайлова найти так и не удалось...

Владимир Заусайлов умер осенью 2010 года, не прожив и 60 лет... Светлая память.
Использованные источники: статьи в центральной прессе (раз, два) и работа ученика 11-классника из Липецка Михаила Смородина на конкурс "Человек в истории"

Напомню старые истории про возвращение на Елецкую землю.
Бизнесмен Алексей Шкрапкин восстановил сначала храм, который помнила его бабушка, а потом и усадьбу Скорняково-Архангельское.




Безымянный владелец огромной эко-фермы "Казанский луг" создал свою ферму вокруг дома, куда он приезжал к деду на каникулы. Его нынешний дом стоит на том же месте



Родившийся в Италии и проживавший в Австрии потомок владельцев усадьбы Пальна-Михайловка Михаил Стахович в возрасте далеко за 70 вернулся на родину предков, где нашел свое личное счастье.



Любовь к родной земле - великая сила!

Tags: Липецкая область, сюжет
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Featured Posts from This Journal