moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Category:

Музей Маяковского. Вверх

Возможно, это лучший музей в моей жизни. Плоть от плоти времени своего создания - не менее революционного, чем время Маяковского. То время давно ушло - и музея тоже больше нет. Большое видится на расстоянье - и сейчас понимаешь, что все интерактивы и дополненные реальности - просто игрушки по сравнению с ТАКИМ музеем. (Замечу в скобках, мой пост образца 2013 года, подсунутый новым сервисом ЖЖ, тоже на порядок лучше того, что пишу сейчас).
Не могу не поделиться.


Пространство музея вздыбленно, изломано, перекорежено. Каждый угол - метафора, а то и россыпь метафор-загадок. Эти метафоры можно проскочить и не заметить, можно задуматься, можно прочесть в буклете на стеночке или узнать у экскурсовода, что они означают. Можно ничего этого не делать, можно просто ходить по этому пространству, впитывать его, пытаться "примерить" на себя на уровне смутно бродящих эмоций и еле осознаваемых смыслов. "Уносить" начинает почти сразу же, голова кружится, пространство музея затягивает.
Я попробую провести вас по этому музею, осознавая всю безнадежность этого мероприятия. Чуть-чуть рассказывая об открывшихся смыслах, не претендуя на то, что они задумывались создателями музея именно такими. Но больше, конечно, показывая.
Материал разделен на две части: для одного поста многовато.
Одно только скажу для начала. На уровне открывшихся смыслов оказалось, что это очень страшный музей. Впрочем, каким еще может быть музей, в эпицентре которого поэт покончил счеты с жизнью?

С чего начинается музей? С входа?



С входного билета (да-да, именно он сфотографирован)?



Как и театр, с вешалки (ах, эти музейные старушки...)?



Во всяком случае, гардероб и фойе при нем - уже полноценная часть музея. Правда с непривычки не сразу это понимаешь. Если бы она располагалась в "нормальном" музее, то называлась бы "Маяковский и поэтический мир", или что-нибудь в этом роде.
Вот такие стулья в "гардеробе-экспозиции"







Есть там и гитара, и бронзовый трон, строки Пушкина и Высоцкого и много еще чего. Оттуда мы поднимаемся к "формальному" началу осмотра.



Первый уголок посвящен Грузии - родине поэта. Красный цвет будет преследовать зрителя постоянно то как цвет революции, то - крови. А что он символизирует здесь?



Следующий угол: маленькая парта и гигантская швейная машинка, где вместо нитки - канаты ("будешь всучивать ей швейную машинку, по стежкам строчащую шелка стихов"?? вряд ли)



Уголок, посвященный обучению в художественном училище







О чем дальнейшее? Не знаю, да и какая разница по большому счету? Ясно только, что это про предреволюционные годы и революция









У вас еще не кружится голова от этого перекошенного мира, где отсутствуют привычные вертикали и горизонтали? А нам предстоит немаленький подъем



Обычная лестница обычного старого московского дома. Ты меряешь пролеты, а вокруг тебя буйствуют обрывки музея - те, которые можно разглядеть с лестницы. Вертикаль и горизонталь, от которых уже успел отвыкнуть, постепенно, за четыре этажа подъема возвращаются в свои права. Наконец обычная дверь обычной квартиры. За ней обычная комната с обычной мебелью, где ничего не перекошено.



В этой обычной комнате Маяковский выстрелил в себя.
А дальше снова путь по мирам поэта. Только теперь мы будем постепенно спускаться вниз.
Но об этом - в следующий раз.

Продолжение: Музей Маяковского. Вниз
Еще немного текста: Музей Маяковского: "Гениальный музей" 1989 года

Постскриптум из 2020 года:



Tags: Лубянка, музей, персона
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments