
Из Европейской части России, возможно, не совсем понятно, до какой степени Алтай является туристским регионом: 2 миллиона туристов в год - это популярнейший курорт для соседних регионов. От аэропорта Горно-Алтайска километров 50 базы отдыха идут почти сплошной линией, дальше - немного реже. Основная масса туристов - это те, кто приезжает на машинах из соседних регионов, они расслабляются на прекрасной природе (со всеми атрибутам расслабления), не особенно притязательны к удобствам, и получается приятный и бюджетный отдых.
Одна беда - такие туристы не доезжают до "верхнего" Алтая: и далеко, и климат суровый. А туристы этим местам позарез нужны, потому что работы в этих краях по большому счету нет :((
Собственно, ради того, чтобы обсудить проблемы туризма в Кош-Агачском районе и был организован семинар, на который приехали и мы, и другие эксперты из разных частей страны (в основном с Урала и Западной Сибири). В числе прочих выступала местный туроператор Елена Филатова - очень милая, адекватная и знающая дама. Я специально подчеркиваю ее достоинства, потому что редко случается, чтобы я была не согласна с выступающим практически по всем пунктам.
Поэтому я приведу некоторые тезисы ее выступления (я записывала дословно!) и хотела бы знать отношение к ним продвинутых туристов (которые составляют бОльшую часть моих читателей), а также проведу опрос. А также интересует ваше мнение по поводу того, как стоит развивать туризм в "верхнем" Алтае. Это не ради хайпа, мне полюбились эти места и люди, которые там живут (очень непросто живут, еще расскажу!), и искренне хочется разделить эту любовь с потенциальными туристами и помочь этим людям (чем черт не шутит). А потом покажу сувениры, которые делают местные жители.
Итак, главная дилемма развития туризма в "верхнем" Алтае - это на какого туриста ориентироваться?
Вариант первый - на "массового туриста", не очень притязательного, который не доезжает до "верхнего Алтая". Не очень понятно, чем его привлекать, потому что природа сурова и "отдыхательная" модель туризма плохо работает. С другой стороны, оторвать несколько процентов от двухмиллионного потока наверное можно, а это очень немало для района, чье население - 20 тысяч человек.
Но здесь есть проблема взаимоотношения с местным населением: туристы не склонны вникать в местные традиции и обычаи и нарушают их, по незнанию или просто в силу того, что хотят отдыхать так, как они привыкли. Поэтому отношение местного населения к развитию туризма достаточно противоречиво.
Второй вариант - привлекать "своего" туриста, который поедет не на отдых, а за природными красотами, памятниками древних цивилизаций, этнической экзотикой (особенно актуально в условиях закрытых границ) - всего этого здесь более, чем достаточно. Таких туристов по определению гораздо меньше, чем "отдыхательных", но зато они "целевые", часто более платежеспособные и скорее всего будут более уважительно относиться к местным традициям. Но... вот тут начинаются те "но", о которых рассказывала туроператор Елена.
Дело в том, что комфортных мест размещений в "верхнем Алтае" исчезающе мало (хотя по нашему личному опыту размещения в "Курайских зорях" все не так плохо, как можно подумать), и вообще по мнению туроператора Елены, отмечается дефицит качественного сервиса, а на Алтай едет "турист, который привык к качественному сервису": "Все хотят вернуться (в отель) и принять горячий душ. Никто не будет жить без удобств. В номере должен быть собственный душ с горячей водой и туалет". Поэтому в "верхнем" Алтае "абсолютно негде размещать туристов", потому что "между жильем и экскурсией должно быть не больше часа"
Еще один тезис Елены: "100% запросов включают этнокультурный компонент", потому что "природа красива везде" (особенно удивительно это было услышать от жены и соавтора потрясающего фотографа).
Что включает в себя этнотур (переписала со слайда):
- Встреча по национальному обряду
- Знакомство и общение с местными жителями
- Побывать в гостях в доме в национальном поселении
- Гастроэкскурсия
- Примерка национальных костюмов
- Знакомство с местными обрядами
- Мастер-класс по местным ремеслам
При этом "мастер-класс (в том числе гастрономический) должен длиться не больше часа"
Ну и последний тезис от туроператора Елены: "мало туристов приходит с готовыми пожеланиями": наиболее типичный запрос: "Мы хотим посмотреть Алтай". По ее мнению, к программе неплохо "немного добавить шаманизма" и "обязательно должен быть экскурсовод, который рассказывает"
В общем, в очередной раз убедилась, что таких туристов, как я, туроператоры в упор не видят. Я для них - пустое место, черная дыра. Что обидно, потому что я пока еще довольно платежеспособный турист и совершенно не пренебрегаю организованными турами.
У меня было два предложения по развитию туризма, но времени рассказать о них не хватило. Расскажу хотя бы здесь.
Первое - тропы, аналогичные камино, причем религиозный компонент совершенно необязателен, пример тому - Ликийская тропа. Многие уже испробовали этот вариант за границей и хотят иметь нечто подобное в России. Однако в России таких маршрутов исчезающе мало. Привлекательно для Алтая, т.к. не предусматривает особых удобств при размещении и почти ничего не требует для организации: трек и размещение на расстоянии дневного пешего перехода.
Второе -туристический автобус для индивидуальных туристов, превращающий длинную дорогу в увлекательную экскурсию (остановки, аудиогид, питание по дороге). Просто напрашивается на Чуйский тракт.
Перед тем, как мы перейдем к фото, все-таки спрошу:
Вы готовы поступиться привычным уровнем комфорта в путешествии ради того, чтобы побывать в очень интересном месте?
А теперь фото с выставки сувениров местных жителей Кош-Агачского района
2.Арина сама придумала этого персонажа - Туртышку, и от его имени ведет аккаунт в Инстаграме

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

А я ненадолго прощаюсь с вами. Мне предстоит поездка, где не будет удобств в номере (да-да, для меня тоже это важно!) и одна ночь в палатке при прогнозе температуры 7 градусов. Посмотрим, что из этого выйдет :))
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →