Эта история, начавшаяся более двух столетий назад, обрела неожиданное и противоречивое продолжение. Поэтому в международный день архитектуры стоит вспомнить трагическую судьбу архитектора Александра Витберга и странное воплощение главного проекта его жизни, реализованное весной 2020 года.
25 декабря 1812 года, после изгнания французов за пределы России, Александр I опубликовал Манифест, в котором дал обет воздвигнуть в Москве церковь во имя Спасителя Христа. Работа закипела. О ее глобальности и значимости говорит уже то, что в объявленном конкурсе на проект храма приняли участие выдающиеся архитекторы: Джакомо Кваренги, Осип Бове, Доминико Жилярди… А победил мало кому известный молодой (всего 25 лет!) художник Александр Витберг.
Характеристики этого проект совершенно потрясающие. "Замысел Витберга был настолько гениален, что граничил с безумием". А вот мнение императора:
«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни»
Карл Витберг был художник,а не архитектор, лютеранин и масон. Однако вдохновившись идеей конкурса, специально два года изучал архитектуру и черчение. После победы в конкурсе он проходит крещение в православие. Крёстным отцом Витберга становится сам Александр I, в честь своего покровителя Карл Магнус нарекается православным именем Александр.
12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах храм по проекту Витберга.
По замыслу зодчего, храм должен был возвышаться над городом и как бы парить над Москвой. Он брал на себя функции второго центра столицы после Кремля. Нужный для строительства камень решили везти из на баржах по Москве-реке, для чего построили плотину, чтобы поднять уровень воды. Во время работ поля вокруг засорили камнями, затруднив земледелие, а по пути в Москву баржи затонули…
По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы (интересно, что теперь примерно на этом же месте стоит здание МГУ, о котором постоянно ходят слухи, что под ним замороржены почвы, чтобы оно не "поплыло" и пр.); затем Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку; всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности.
В Вятке Витберг познакомился с Александром Герценом, сосланным туда же. "Витберг седел, седел, старел, старел не по дням, а по часам, - писал Герцен. - Он еще пытался бороться, пробовал восстановить свое доброе имя. Но все было напрасно. Он совершенно гибнул, даже его прежний гнев против его врагов: стал потухать; надежд у него не было больше, он ничего не делал, чтоб выйти из своего положения, ровное отчаяние доконало его… Он ждал смерти".
Спас Витберга другой храм. По его проекту в Вятке был построен удивительной красоты Александро-Невский собор, в основу которого был положен мотив одного из вариантов храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Деньги собирали все жители Вятки, а строили собор 25 лет. "Такой церкви еще нет - вкус византийский, а формы новые" - так отзывался о проекте Александровского собора в Вятке министр императорского двора.
Говорят, что Николай I, увидев проект Александро-Невского храма, был поражен красотой и изяществом форм собора, спросив при этом: "Это тот самый Витберг?". И своим высочайшим указом реабилитировал Витберга, прервал его вятскую ссылку и разрешил архитектору поселиться в любом городе России.
Однако ссылка надломила Витберга, а возможно еще больше - то, что ему не было дано продолжить работу над Храмом Христа Спасителя, на что он долго надеялся. Со слов Герцена, в ссылке "Витберг всякий день несколько часов посвящал храму, развертывал старый проект, исправлял и совершенствовал его. Он жил в нем. Он не верил, что его не будут строить...Нельзя сказать, чтобы он легко сдался, он отчаянно боролся, но тут он разглядел, что все кончено... Витберг седел, старел, старел не по дням, а по часам. Когда я его оставил в Вятке через два года, он был десятью годами старше..." .
Поселившись в Петербурге, забытый и невостребованный в архитектурных и придворных кругах, он прожил еще 15 лет и, по словам Герцена, ждал смерти.
Собор, спроектированный Витбергом в Вятке (Кирове), был взорван а 30-е годы. Пытаясь спасти его, жители Вятки собирали подписи на послании Сталину. Письмо дойти не успело… Храм взорвали ночью, пока город еще спал. Единственное, что дошло до нас из наследия Витберга - ворота и решетки городского сада в той же Вятке. (Update. До наших дней дошел спроектированный Витбергом Никольский собор Черноостровского монастыря в Малоярославце - спасибо kuba)
Но история Витберговского проекта нашла совершенно неожиданное продолжение в начале XXI века. В 2012 году в Грозном, столице Чечни, началось сооружение Дворца приемов, в основе которого, как было заявлено, лежит проект Храма Христа Спасителя работы Витберга 1817 года. В апреле 2020 года Дворец, получивший имя чеченского актера Дагуна Омаева, был открыт. Вот как о нем пишут:
Проект Витберга воскрешен с гармоничным сочетанием новейших и старинных строительных технологий. Величие храма искусства, гармония его форм и роскошное внутреннее убранство поражает современников. 12-этажное здание Дворца является образцом классической архитектуры. Оно снаружи представляет собой трехъярусное сооружение, завершающееся куполом, который освещается в темное время суток всеми цветами радуги.
Первый ярус здания, включающий в себя первые два наземных этажа, представляет собой квадратный постамент, на котором возвышается круглое двухъярусное многоэтажное строение, сужающееся к куполообразной крыше. Невероятную роскошь и монументальность придают зданию и притягивают взгляды колонны, стоящие по периметру всех ярусов здания.
(фото varandej
Во дворце имеются малый и большой залы концертные залы, конференц-зал, а также здесь расположены Государственная филармония республики и министерство культуры Чечни.
Воздержусь от выводов и оставлю их читателям.