moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Categories:

Москва - Вятка - Грозный. Жизнь и трагедия архитектора Александра Витберга



Эта история, начавшаяся более двух столетий назад, обрела неожиданное и противоречивое продолжение. Поэтому в международный день архитектуры стоит вспомнить трагическую судьбу архитектора Александра Витберга и странное воплощение главного проекта его жизни, реализованное весной 2020 года.

25 декабря 1812 года, после изгнания французов за пределы России, Александр I опубликовал Манифест, в котором дал обет воздвигнуть в Москве церковь во имя Спасителя Христа. Работа закипела. О ее глобальности и значимости говорит уже то, что в объявленном конкурсе на проект храма приняли участие выдающиеся архитекторы: Джакомо Кваренги, Осип Бове, Доминико Жилярди… А победил мало кому известный молодой (всего 25 лет!) художник Александр Витберг.
Характеристики этого проект совершенно потрясающие. "Замысел Витберга был настолько гениален, что граничил с безумием". А вот мнение императора:
«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни»

Карл Витберг был художник,а не архитектор, лютеранин и масон. Однако вдохновившись идеей конкурса, специально два года изучал архитектуру и черчение. После победы в конкурсе он проходит крещение в православие. Крёстным отцом Витберга становится сам Александр I, в честь своего покровителя Карл Магнус нарекается православным именем Александр.
12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах храм по проекту Витберга.



По замыслу зодчего, храм должен был возвышаться над городом и как бы парить над Москвой. Он брал на себя функции второго центра столицы после Кремля. Нужный для строительства камень решили везти из на баржах по Москве-реке, для чего построили плотину, чтобы поднять уровень воды. Во время работ поля вокруг засорили камнями, затруднив земледелие, а по пути в Москву баржи затонули…
По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы (интересно, что теперь примерно на этом же месте стоит здание МГУ, о котором постоянно ходят слухи, что под ним замороржены почвы, чтобы оно не "поплыло" и пр.); затем Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку; всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности.
В Вятке Витберг познакомился с Александром Герценом, сосланным туда же. "Витберг седел, седел, старел, старел не по дням, а по часам, - писал Герцен. - Он еще пытался бороться, пробовал восстановить свое доброе имя. Но все было напрасно. Он совершенно гибнул, даже его прежний гнев против его врагов: стал потухать; надежд у него не было больше, он ничего не делал, чтоб выйти из своего положения, ровное отчаяние доконало его… Он ждал смерти".

Спас Витберга другой храм. По его проекту в Вятке был построен удивительной красоты Александро-Невский собор, в основу которого был положен мотив одного из вариантов храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Деньги собирали все жители Вятки, а строили собор 25 лет. "Такой церкви еще нет - вкус византийский, а формы новые" - так отзывался о проекте Александровского собора в Вятке министр императорского двора.



Говорят, что Николай I, увидев проект Александро-Невского храма, был поражен красотой и изяществом форм собора, спросив при этом: "Это тот самый Витберг?". И своим высочайшим указом реабилитировал Витберга, прервал его вятскую ссылку и разрешил архитектору поселиться в любом городе России.

Однако ссылка надломила Витберга, а возможно еще больше - то, что ему не было дано продолжить работу над Храмом Христа Спасителя, на что он долго надеялся. Со слов Герцена,  в ссылке "Витберг всякий день несколько часов посвящал храму, развертывал старый проект, исправлял и совершенствовал его. Он жил в нем. Он не верил, что его не будут строить...Нельзя сказать, чтобы он легко сдался, он отчаянно боролся, но тут он разглядел, что все кончено... Витберг седел, старел, старел не по дням, а по часам. Когда я его оставил в Вятке через два года, он был десятью годами старше..." .
Поселившись в Петербурге, забытый и невостребованный в архитектурных и придворных кругах, он прожил еще 15 лет и, по словам Герцена, ждал смерти.

Собор, спроектированный Витбергом в Вятке (Кирове), был взорван а 30-е годы. Пытаясь спасти его, жители Вятки собирали подписи на послании Сталину. Письмо дойти не успело… Храм взорвали ночью, пока город еще спал. Единственное, что дошло до нас из наследия Витберга - ворота и решетки городского сада в той же Вятке. (Update. До наших дней дошел спроектированный Витбергом Никольский собор Черноостровского монастыря в Малоярославце - спасибо kuba)

Но история Витберговского проекта нашла совершенно неожиданное продолжение в начале XXI века. В 2012 году в Грозном, столице Чечни, началось сооружение Дворца приемов, в основе которого, как было заявлено, лежит проект Храма Христа Спасителя работы Витберга 1817 года. В апреле 2020 года Дворец, получивший имя чеченского актера Дагуна Омаева, был открыт. Вот как о нем пишут:

Проект Витберга воскрешен с гармоничным сочетанием новейших и старинных строительных технологий. Величие храма искусства, гармония его форм и роскошное внутреннее убранство поражает современников. 12-этажное здание Дворца является образцом классической архитектуры. Оно снаружи представляет собой трехъярусное сооружение, завершающееся куполом, который освещается в темное время суток всеми цветами радуги.
Первый ярус здания, включающий в себя первые два наземных этажа, представляет собой квадратный постамент, на котором возвышается круглое двухъярусное многоэтажное строение, сужающееся к куполообразной крыше. Невероятную роскошь и монументальность придают зданию и притягивают взгляды колонны, стоящие по периметру всех ярусов здания.


(фото varandej)

Во дворце имеются малый и большой залы концертные залы, конференц-зал, а также здесь расположены Государственная филармония республики и министерство культуры Чечни.

Воздержусь от выводов и оставлю их читателям.

Tags: #осеньосень, персона, сюжет
Subscribe

Posts from This Journal “сюжет” Tag

  • Питер. Парк Победы. И оглавление

    Прекрасный теплой осенью парк несет в себе трагическую историю. Это очень значимое памятное место блокадного Ленинграда, о котором я раньше не…

  • Нераскрытый Солнечногорск

    Солнечногорск от нас близко, но я никак не могла решиться на знакомство с этим городом: уж очень унылым он казался, когда мы были там на пересадке…

  • Творцы Театральной площади: "рыба"

    Хочу предложить вам текст, подготовленный как экскурсия по Театральной площади, точнее, та ее часть, где речь идет о градостроительных планах…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

Posts from This Journal “сюжет” Tag

  • Питер. Парк Победы. И оглавление

    Прекрасный теплой осенью парк несет в себе трагическую историю. Это очень значимое памятное место блокадного Ленинграда, о котором я раньше не…

  • Нераскрытый Солнечногорск

    Солнечногорск от нас близко, но я никак не могла решиться на знакомство с этим городом: уж очень унылым он казался, когда мы были там на пересадке…

  • Творцы Театральной площади: "рыба"

    Хочу предложить вам текст, подготовленный как экскурсия по Театральной площади, точнее, та ее часть, где речь идет о градостроительных планах…