moscow_i_ya (moscow_i_ya) wrote,
moscow_i_ya
moscow_i_ya

Categories:

Путешествие с Бутусовым в пространстве и времени



Москва, 2012 (??)
Единственный раз я видела Бутусова лет 10 назад: мы пошли на его концерт с Ю-Питером. Между зрителями ходила корреспондентка радио (или ТВ? не помню) и что-то у них спрашивала. Метко выцепив наши рожи как резко выделяющиеся из гораздо более юной публики, она задала нам вопрос, смысл которого сводился к "Ребята, а что вы тут делаете такие старые?". Не помню, что мы ей ответили, но помню, что я подумала: странно, никому не приходит в голову задаться вопросом, а что тут делает Бутусов, который на год старше моего мужа.
А между тем, рок - это не вполне атрибут возраста, это скорее состояние души, которое  живо даже когда, казалось бы, напрочь забыто. Поэтому я сегодня не могу не написать про Бутусова. Это достаточно личная история, и я пишу о ней не ради сегодняшнего юбилея (если что, ему 60), и не потому что таково задание марафона, а просто потому что не могу не написать, хотя это мягко говоря не в тему блога. Тут будут обрывки воспоминаний, фрагменты моих старых постов и видео.

1986-87. Свердловск - Москва - Подольск.

"Этот альбом сломает эпоху об колено" - писатель Алексей Иванов об альбоме "Разлука" Свердловской группы "Наутилус Помпилиус". И он же (из книги Ёбург):

Бомба рванула на концерте свердловского рок-клуба 5 сентября 1986 года. На сцене встал новый «Наутилус». Они были неподвижны, как на расстреле, и все с накрашенными глазами. Бутусов и Умецкий широко расставили ноги в блестящих сапогах и держали гитары как автоматы. Умецкий – с длинной косой чёлкой, будто махновец, а Бутусов – в галифе и в каком-то френче. Прожектора били в зал. Аскетизм поведения музыкантов освободил энергию музыки, и публику снесло.
И дальше уже покатилась цепная реакция – для группы и для страны. «Нау» вздымал стадионы, оглушал города, взламывал все иерархии и лидировал в хит-парадах. Он добрался до всех: до людей немолодых, не знающих ничего, кроме советской эстрады; до снобов и мажоров; до плебса, у которого музыка означала дискотеку; до агрессивных нефоров, которые слушали только Black Sabbath и Sex Pistols; до глупеньких девочек, что простодушно влюблялись в Бутусова.
Кумулятивный эффект «Нау» состоял в будоражащем сочетании протеста и чувственности: клавишно-саксофонный мелодизм, доходящий порой до сладкой шлягерности, плюс сильный и красивый голос фронтмена Бутусова, брутального секс-идола, плюс обжигающая узнаваемость ярких и реалистичных текстов.
«Скованные одной цепью» звучали сразу как величественный гимн СССР и как прощальный хорал. Драматизм «Наутилуса» был глубинным, а героика – латентна, но это и выкупало граждан Союза, которые ещё сами не понимали, чего они хотят. В 1987 году «Нау» гремел в Москве, Питере, Вильнюсе и Новосибирске, а в 1988-м – уже по всей стране и за её пределами.
Началась наутилусомания.




Но тогда я ничего этого не знала. Наутилус вошел в мою жизнь вместе с тогда еще не мужем. В полиэтиленовым пакете, который он принес из родительского дома ко мне августовским днем 87-го года (тогда мы еще не понимали, что это - навсегда), среди самого насущного, взятого из родительской квартиры, были кассеты. И на них был Наутилус.
Совсем скоро был Подольский рок-фестиваль, и я не пошла на Наутилуса, потому что не могла взять в толк, как это можно тащиться в Подольск три дня подряд и столько сидеть на концерте. Я пошла только на воскресный концерт, отоспавшись после рабочей недели, а Наутилус был в субботу. И мой тогда еще не муж в экстазе разбил свои последние в жизни наручные часы под "Шар цвета хаки"
А тот концерт, оказывается, выложен в сети, и можно посмотреть не только на Наутилусов, но и на то, какими были мы в те годы (нас там нет - но мы были такими же: зрителей показывают около 40 минуты - как раз под "Шар цвета хаки" и примерно на 50-й минуте)



И фото из Подольска для тех, кто не любит видео



Той осенью я упустила еще один шанс увидеть "Нау" (и к тому времени уже очень об этом жалела), когда мужу, который был своим в рок-тусовке и шапочно знаком  с Наутилусами, они дали билеты "на сегодня", а я не знала и слишком поздно вернулась домой... И пришлось довольствоваться через 20 с лишним лет концертом Бутусова времен "Девушки по городу", с которого я начала.

Питер, 1991.
Ровно 30 лет назад, 15 октября 1991 года, в последнюю осень страны, в день 30-летия Вячеслава Бутусова был снят (а по другим данным, в этот день он вышел) один из лучших и самых известных клипов русского рока - "Что такое осень" группы ДДТ. И каждый, кто не чужд року, помнит невозможно молодых (ну да, это нам сегодня так кажется) Шевчука, Бутусова и Кинчева, разгуливющих  по осеннему Пушкину с магнитофоном "Весна" в руках и радостно пинающих желтые листья.
Кстати, со съемками клипа возникла какая-то накладка, оплаченная техника не приехала, и он был снят за полтора часа примитивной камерой, а магнитофон одолжили у кого-то из гуляющих в парке... По данным Википедии "идея как таковая отсутствует, снимается все, что попадает в объектив". Со слов Бутусова, Шевчук, не зная про день рождения, оторвал его от приготовления салатов к праздничному столу и увез на съемки клипа.
Ах, как они молоды и как хороши и, кажется, не очень сильно озабочены вопросом, "что же будет с родиной и с нами"



Тверская область, Нашествие, 2004
Наутилуса уже давно нет, но по традиции воссоединения по особым случаям, они играют на "Нашествии". И звучит "Гудбай Америка" и неповторимый звук саксофона над ночной Волгой держит стотысячную толпу через крики фанатов и звуки салюта. А я сижу у телевизора и готова кусать локти, что я здесь, а не там.


Екатеринбург, 2017
Наша первая и последняя поездка в город, где нам постоянно вспоминались строки Наутилуса:

Ален Делон не пьет одеколон
Ален Делон пьет двойной бурбон





..устали быть может
быть скованными одной цепью
связанными одной целью




В качестве эпилога.
Напоследок процитирую еще раз саму себя почти ровно 10 лет назад, в октябре 2011 года, после спектакля по пьесе Тома Стоппарда "Рок-н-Ролл". Более, чем актуально.

Мир рока не играет по правилам политиков или диссидентов - он просто свободен и просто играет. И позволяет героям пронести через жизнь и ее испытания свою любовь и свою внутреннюю свободу.
Спасибо тем, кто напоминает нам, что Рок-н-ролл жив.


И фото 2013 года: мы на выставке "Время колокольчиков", на фоне фото таких, какими мы были, когда гремел по России Наутилус.



Tags: #осеньосень
Subscribe

  • Архитекторы: прямая речь. АрхМосква-2025

    Показываю самую интересную на мой взгляд выставку с АрхМосквы. Это проект "Голоса эпох" от Музея архитектуры. На меня он произвел…

  • Что такое Москва

    Готовилась к экскурсии и неожиданно сформулировала на материале одного небольшого уголка города. Получилось странно и забавно. Не претендуя на…

  • О самообразовании и ценности архитектуры

    Непогода - лучшее время для самообразования гида )) На следующую неделю у меня в программе посещение трех экскурсий (к счастью, в основном в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Архитекторы: прямая речь. АрхМосква-2025

    Показываю самую интересную на мой взгляд выставку с АрхМосквы. Это проект "Голоса эпох" от Музея архитектуры. На меня он произвел…

  • Что такое Москва

    Готовилась к экскурсии и неожиданно сформулировала на материале одного небольшого уголка города. Получилось странно и забавно. Не претендуя на…

  • О самообразовании и ценности архитектуры

    Непогода - лучшее время для самообразования гида )) На следующую неделю у меня в программе посещение трех экскурсий (к счастью, в основном в…