Categories:

Пять церквей на Большой Ордынке



В последнее время только и делаю, что пишу. По работе на финишную прямую вышел большой проект, где на данном этапе надо много писать. По журналистике задания надо выполнять. А писать в блог уже нет сил (что обидно, потому что материал есть). Поэтому предлагаю вашему вниманию задание по журналистике по теме "лайфстайл", где надо было составить гид - необязательно по местности, можно по какому-то явлению.
Это задание неожиданно оказалось одним из самых трудных, я поняла, что лайфстайл - не мое. Хотя, казалось бы, и путешествия, и архитектура, и культура - это все мои темы, и это как раз лайфстайл. Ан нет, чего-то не хватает.
В конце концов, замучившись выбирать тему, я взяла старый материал, который с удовольствием вспомню. Он хорошо укладывается в требование, нам поставленное "гид должен быть исчерпывающим". Кому интересно, может посмотреть старый материал и убедиться, что без потуг на лайфстайл он гораздо лучше.
Задание пока не проверено.

Большая Ордынка - единственная улица старой Москвы, сохранившая все свои церкви. Прогулка по Ордынке протяженностью немногим более километра - это возможность перенестись в старую Москву, увидеть храмы разных архитектурных стилей, работы мастеров разных веков - от 17-го до 20-го, среди них - храмы, которые создавали великие русские архитекторы - Василий Баженов и Алексей Щусев (не мавзолеем единым!).


Церковь Великомученицы Екатерины на Всполье (дом 60/2)
Храм выстроен на месте прежнего в 1766-1767 годах, на казенные средства, в ознаменование воцарения императрицы Екатерины II. Архитектор Карл Бланк. Фигурная решетка церковной ограды - редкостный образец прикладного искусства первой половины XVIII века - была перенесена сюда по распоряжению Екатерины II из Кремля. С середины XVIII века при Екатерининском храме существовала богадельня, для которой было построено кирпичное двухэтажное здание на углу Погорельского и Щетининского переулков (соответственно - бывших Большого и Малого Екатерининских).
После революции церковные ценности отошли к пролетариату: 6 апреля 1922 года здесь было изъято 11 пудов 33 фунта 72 золотника золотых и серебряных изделий. В 1931 году Екатерининская церковь была закрыта. Сейчас она вновь действующая.


Храм Иверской иконы Божьей матери на Всполье (дом 39)
Храм был построен на месте ранее стоявшей здесь церкви в 1791—1802 на средства купца И. И. Савина в стиле классицизма. Архитектором предположительно являлся Иван Еготов. В советское время здесь находился клуб автомобильного завода ВАРЗ и галерея современного искусства. Храмы в ампирном стиле разрушали в Москве не столь часто, как прочие: Сталину поздний французский классицизм, то есть наполеоновский ампир, импонировал, известна его фраза: «я думаю, рабочему классу будет ближе всего искусство революционного классицизма». Однако колокольня не уцелела и была восстановлена в 90-е годы XX века.


Собор Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители милосердия (д.34).
Обитель основана в Москве в 1908 году вдовой великого князя Сергея Александровича Елизаветой Федоровной. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена 8 апреля 1912 года. Она построена по проекту архитектора Алексея Щусева; мозаики, росписи и иконостас выполнил Михаил Нестеров, крипту Серафима Саровского расписал Павел Корин, жена которого была воспитанницей обители. Рельефы выполнены по эскизам Сергея Коненкова.
Марфо-Мариинская обитель - один из лучших, если не лучший образец неорусского стиля в Москве. Мастера вдохновлялись архитектурой древнего Пскова и Новгорода, а резьба отсылает к храмам Владимира.
Покровский храм обладает удивительным свойством: он по-разному выглядит со стороны входа в обитель и с противоположной, с трудом можно поверить, что это одно и то же здание.


Обитель воссоздана в 1992 году, здесь сохраняются уклад и традиции, которые заложила Елизавета Федоровна.


Церковь Николая Чудотворца в Пыжах (дом 27/8).
Это самая старая и самая известная церковь на Ордынке, она была построена между 1670 и 1672 в стиле русского узорочья. Храм Николая Чудотворца в честь своего заступника возвели на свои деньги стрельцы приказа Пыжова в 1672 году. Звон колоколов храма считался одними из самых благозвучных в Москве. Колокол этой церкви потом играл в оркестре Большого театра, сейчас передан Елоховскому собору. Окраска храма до революции была темно-коричневой.


Церковь Богоматери Всех скорбящих радости (д.20)
Церковь известна также под названием Спаса Преображения и как церковь Варлаама Хутынского. Первая каменная церковь была построена на этом месте в 1685 году. Спустя сто лет ее сменил существующий храм.
Здание церкви является ансамблем двух значительных произведений крупнейших московских архитекторов. Трапезная и колокольня были выстроены в 1783-1791 годах по проекту архитектора Василия Баженова. Сама церковь в стиле ампир была перестроена по проекту архитектора Осипа Бове в 1828-1833 годах.
Во время Великой Отечественной войны внутри храма помещался запасник Третьяковской галереи. После войны храм был открыт в 1948 году.



Если вы закончили осмотр церквей Ордынки, то можете завершить прогулку у метро Третьяковская, а можете отправиться в Третьяковскую галерею или продолжить знакомство с Замосковоречьем. В последнем случае обязательно зайдите во двор дома 17, где жила Анна Ахматова, ознакомьтесь с музеем Островского на Малой Ордынке и с музеем Василия Тропинина и московских художников его времени в Щетининском переулке.
А можно, дойдя на начала Большой Ордынки, перейти сначала Малый, а потом Большой Замоскворецкий мост и оказаться на Красной площади.