Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

Himki

День рождения Льва Кекушева



Это мой любимый архитектор - очень "Московский", с жизнерадостной архитектурой и трагической судьбой. В последний час уходящего дня я узнала о том, что 19 февраля - день его рождения из замечательной статьи galik_123 и по этому случаю хочу предложить свою подборку материалов об этом удивительном человеке, о котором я писала много и от души.

Collapse )
promo moscow_i_ya сентябрь 10, 2016 21:59 30
Buy for 20 tokens
День рождения нашего города - лучшее время для того, чтобы объявить о том, что моя книга, ему посвященная, наконец вышла. У нее есть своя страничка, где можно прочитать большой фрагмент (25%), купить электронную версию через Литрес и Амазон, а еще кнопки соцсетей, чтобы рассказать о книге…
Himki

Про наследие Шехтеля и про то, как я нашла себя в Википедии



Про эту усадьбу я писала не раз, а снова обратиться к ней заставило письмо москвоведа и специалиста по Шехтелю Светланы Бражниковой lit_street, обеспокоенной ее судьбой. Пока в усадьбе располагалась Химкинская больница, она относительно неплохо сохранялась и даже Шехтелевские интерьеры оставались. Три года назад больница выехала, с тех пор здание бесхозное, то ли охраняется, то ли нет, на балансе то ли администрации города Химки (хотя территориально находится в Москве), то ли в Федеральной собственности, ремонт то ли вот-вот начнется, то ли его не могут начать, потому что непонятно, на чьем балансе здание, будет в нем то ли краеведческий музей, то ли непонятно что. Активист Архнадзора беспрепятственно проник на территорию и рассказывал ужасы о том, как на старинном паркете бомжи жгли костер.
Думаю, понятна озабоченность всех, кому дорого наше культурное наследие. Пока ничего определенного выяснить не удалось, кроме данных личного осмотра. На их основе могу сказать, что законопослушному человеку доступ в усадьбу перекрыт.

Collapse )
Himki

Воспоминание о Юрьев-Польском



Юрьев-Польский не входит в «классическое» Золотое кольцо, только в дополнительные списки, и это несправедливо. Ведь Золотое кольцо – это прежде всего, земли и наследие Владимиро-Суздальской Руси. Но именно в Юрьев-Польском находится один из удивительнейших образцов Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества - его просто невозможно пропустить тем, кто хотя бы немного интересуется наследием древней Руси.

А еще Юрьев-Польский очень красивый и атмосферный провинциальный городок. Кстати, он хорошо знаком любителям кинематографа: в экранизации «Золотого теленка» с Сергеем Юрским (1968) он «исполнил роль» города Арбатова.

Юрьев-Польский покоряет с первого... нет, не взгляда - вздоха. С того самого момента, как оказываешься в центре этого маленького городка и вдыхаешь красоту, простоту, тишину, свежесть и радость. Городок знает себе цену, но не набивает ее, демонстрируя немногочисленным туристам городские валы, уникальнейший собор XIII века, монастырские стены вперемешку с огородами, покосившимися избушками и уже привычными для уездных городов торговыми рядами.

Collapse )
Himki

Москва. Патриарший мост. Хроника заката.

20201228_153036.jpg

Эти виды уже стали классикой, но все равно хороши, особенно повезло оказаться на Патриаршем мосту в редкий для декабря день с ясным небом и с новогодним убранством. Добавить к фотографиям мне практически нечего.
Collapse )
Himki

Васильевское: Шотландия на берегу Москвы-реки

20201011_163029f.jpg

История этого места - одно из красивейших в Подмосковье - связана с именами нескольких выдающихся людей. Некоторые из имен нам хорошо известны, о других мы знаем мало или почти ничего. К первым относятся Ленин и Александр Герцен, к другим - хозяин усадьбы, при котором было построено это чудо - князь Александр Щербатов, архитекторы Петр Бойцов и Владимир Покровский.
Чтобы не слишком сильно углубляться в историю, начну с того, что на двух берегах Москвы-реки стояло село, принадлежавшее московской знати. В начале XVIII века появилась Воскресенская церковь.
Collapse )
Himki

Елец. Три дома - наследие Абрамцева и купца Заусайлова

P1340698.JPG

Эти три дома (точнее, два дома и одна церковь) были главной моей целью в Ельце. Еще два года назад я выяснила и подробно изложила (раз, два) про них почти все, что доступно дилетанту. Осталось только увидеть.
Благодаря купцу Заусайлову в начале XX века появились три замечательных произведения русского модерна в керамикой из Абрамцева: Великокняжеский Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского в Ельце (1911 архитекторы Э.Вильфарт и О.Шишковский, по другим сведениям, второй архитектор - А.Каминский), стоящий рядом с ним Дом призрения в память 300-летия царствования дома Романовых (1913) и ясли для работниц табачной фабрики (год постройки точно неизвестен, архитектор предположительно Э.Вильфарт). Подробные сведения можно найти по ссылке, а я лучше приведу цитату, которая очень к месту и которая как по заказу сегодня принесла лента.

Неорусский стиль создавался образованными и талантливыми людьми. И хотя они обращались к старинным народным источникам, их архитектура переформатирована, она имеет под собой мощный фундамент общемировой культуры и удивительно гармонична. Именно поэтому национальный романтизм восхищает и вызывает отклик в сердце и душе и востребован современниками как никакой другой стиль искусства.
Юлия Комиссарова

Что же добавить от себя? Великокняжеский храм прекрасен, рядом с ним светло и легко. Хочется просто быть, а не снимать. По-видимому, по этой причине фотографии вышли довольно убогими. Внутри шла служба, поэтому интерьеры остались не увиденными.
А вот ясли оставили почти равнодушной. Зато фото получились неплохими.
Переходим к просмотру.

Collapse )
Himki

Усадьба Пальна-Михайловка: удивительная история возвращения на родину

20200815_162735f.jpg

Самая удивительная история, которую мы узнали во время августовской поездки по Липецкой земле, связана с усадьбой Пальна-Михайловка. Усадебная жизнь - сама по себе легенда, и порой случается, что эта легенда находит продолжение в XXI веке.
Про старую историю усадьбы и ее владельцев - семью Стаховичей - можно рассказывать немало. С высоты столичного снобизма нам нелегко представить, что усыпальницу обитателей российской глубинки проектировал великий Жилярди (верхнее фото), а главный усадебный дом - Александр Витберг, автор несостоявшегося проекта храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. В имении Стаховичей стоял чуть ли не первый в России памятник Пушкину работы еще одного выдающегося зодчего - Ивана Витали
Но я не знаток усадебных историй, они - лишь фон для сюжета о последнем из Стаховичей. Однако фото этот очень красив, поэтому для начала мы посмотрим усадьбу.

Collapse )
Himki

Марфо-Мариинская обитель

20200929_152109f.jpg

Это единственное место в Москве, где я могу приблизиться к Богу. Здесь царит удивительный дух - светлый и спокойный. Несмотря на статус женского монастыря, сюда может прийти каждый - постоять у храма, побродить по аллеям, подумать о вечном. Это место создавалось для добрых дел и сохранило свою миссию через трагедии последнего столетия.

Я не буду рассказывать трагическую историю жизни и смерти великой княгини Елизаветы Федоровны - основательницы обители. Один раз я уже это делала, повторять не вижу смысла, писать заново - нет сил. Я лучше перечислю имена тех, кто создал это место - для меня наверное самый красивый и гармоничный ансамбль Москвы. Даже не хочется называть его архитектурным - ибо он много больше, чем просто архитектура.
Алексей Щусев - архитектор, при участии архитекторов Леонида Стеженского и Бориса Фрейденберга.
Художники Михаил Нестеров и Павел Корин. Скульптуры - Никифор Тамонькин. Рельефы по эскизам Сергея Коненкова. Звонница - Николай Померанцев.
Если говорить об архитектурном стиле, то это русский модерн (или, если хотите, неорусский стиль), который вдохновлялся древним Псковом и Новгородом. Но здесь еще и потрясающая резьба, которая отсылает скорее к древнему Владимиру. Мастера XX века оказались достойны древних мастеров, у которых они черпали идеи. И никто еще не знал, что грядет 17-й год...
Ансамбль создавался в 1909-1912 годах, а  работы в Покровском храме велись вплоть до 1917 года.
Имен реставраторов и авторов сооружений, выполненных в последние 30 лет, я не нашла.

Давайте наконец войдем...

Collapse )
Himki

Лызлово, или о копировании древних мастеров

20201011_152335f.jpg

В 2014 году в деревне Лызлово Рузского района Московской области был освящен необычный храм. Он представляет собой вариацию на тему храма Покрова на Нерли. Обычно пишут, что это копия - нет, не копия, но очень похоже. Указывают также, что это копия Покрова на Нерли, каким он был изначально, согласно археологическим данным; тоже неточно: облик великой церкви был действительно другим, но отличался не только пропорциями, у него был дополнительный ярус, впрочем, это другая история. Я бы сравнила Лызловскую церковь не только с Покрова на Нерли, но и с не менее великим (хотя менее известным) Дмитриевским собором Владимира.
Какие чувства вызвала у меня церковь в Лызлове? Удивление, даже недоумение. Я так и не поняла, как к ней относиться: вроде бы хорошо сделано, но восхищения не вызывает. Протеста тоже не вызывает. Так и не смогла для себя определить.
Так что еще немного формальных сведений - и будем смотреть.

Collapse )
Himki

Между Шаляпиным и Достоевским: два московских дома Анны Ахматовой

20200929_150359f.jpg

Ахматова - истинно Питерский поэт, но в Москве она прожила если и меньше, чем в Петербурге-Ленинграде, то ненамного.
Один Ахматовский адрес хорошо известен: Большая Ордынка, дом 17. Но не все знают, что советский дом 30-х годов был построен на остатках усадьбы тетки Достоевского Александры Куманиной, что писатель нередко бывал в нем и "поселил" Рогожина из "Идиота".
А другой - 3-й Зачатьевский переулок, 3 - известен гораздо меньше. Но именно ему посвящено единственное известное мне стихотворение, четко связанное с Москвой и ее реалиями. А за десять-пятнадцать лет до Ахматовой в этом доме жил Шаляпин. Полагаю, Ахматова об этом не знала, так же, как и о следе Достоевского на легендарной Ордынке.
Collapse )